Юный следопыт

МБДОУ «Детский сад № 425  «Елочка»

 

Проект "Юный следопыт"

 «Интерактивные мини-музейные экспозиции ДОУ в системе  образовательной деятельность и социокультурного воспитания детей дошкольного возраста»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

                                                  Д.С.Лихачев

«Музей - это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения, духовного и материального насыщения человека» (устав Международного совета музеев (International Council of Museums - ICOM).

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Законом «Об образовании» закреплены принципы государственной политики в области образования, подчеркивающие его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций особенностей (глава 1, ст.2).

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе со всеми социальными и возрастными группами, а также в условиях семьи как главной ячейки общества

В настоящее время идеологически не защищенной частью общества оказались дети дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов, врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным и интеллектуальным барьером и легко попадает под негативное влияние. В связи с этим одной из актуальнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является разработка современных программ, проектов, содержание которых позволило бы уже на этапе дошкольного детства приобщить детей к пониманию уникальности своей страны, ее природных, духовных и исторических ценностей.

Образовательная деятельность педагогов с детьми по разделу «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» имеют большой социокультурный потенциал, позволяет синтезировать разнообразные формы и методы коммуникативной деятельности, как с малыми, так и с большими группами детей и  родителей. Эта деятельность позволяет эффективно воспитывать культуру общения, познания, потребность в содержательном проведении досуга и организации собственной свободной деятельности, служат удовлетворению познавательных потребностей, саморазвитию, самообразованию, выработке определенных черт характера, приобретению навыков общения и социального опыта.

В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по социокультурному воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что человек является развивающей силой в истории, и способствовать формированию ценностных ориентаций личности.

Исходя из сегодняшних реалий и возможностей нашего ДОУ, в соответствии с актуальностью решения вопросов образования, социокультурного воспитания детей дошкольного возраста, в течение ряда лет  в МБДОУ ЦРР – д/с № 425 «Ёлочка» успешно реализуется метод проектов.

В 2009 году музей детского сада «Юный следопыт» прошёл паспортизацию. Творческой группой была проведена большая работа по сбору и систематизации материалов. Членом и научным руководителем нашей творческой группы стала: Дрёмова Людмила Ивановна заведующая кафедрой теории, истории и музеологии  факультета ИИГСО ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

В начале работы над разделом и создавая программу опытно-экспериментальной деятельности «Юный следопыт», членами творческой группы были выявлены противоречия:

·  исторические и культурологические сведения подаются детям, часто без учета имеющейся культурно-исторической среды ДОУ, района, города

·  не используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой

·  отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по  созданию и оформлению культурно-исторической среды в детском саду.

·  стационарное размещение материалов их количество и невозможность размещения в маленьком помещении

Поэтому было решено поместить часть материалов и создать мини-музейные экспозиции по направлениям в группах детского сада. Таким образом, можно предположить, если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

 

 

Педагогический коллектив  с энтузиазмом отнесся к инновации. Каждая группа выбрала направление образовательной и социокультурной деятельности  и создала проект.

Проекты предполагает работу с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), включает в себя создание развивающей культурно-исторической среды (интерактивные мини - музейные  экспозиции на группах), мини - музейные  экспозиции в  фойе ДОУ, развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение, тематические и интегрированные занятия, экскурсии), метод детских проектов («Школа экскурсовода»)

Направления деятельности воспитателя с детьми по проекту:

  • Знакомство детей с русской культурой, подвигами русских людей.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма.
  • Развитие основ социального и правового сознания.
  • Развитие представлений о техническом прогрессе.
  • Развитие представлений об истории цивилизации.

Направление деятельности педагогического коллектива по организации сопровождения реализации проекта:

  • Сбор материалов и оборудования
  • Изучение материалов и обеспечение учета, хранения, обобщения
  • Осуществление создания экспозиций и стационарных выставок
  • Несение зрительного образа традиций, предметного быта

Формы работ по проекту:

                1. Тематические занятия

                2. Интегрированные занятия

                3. Театрализованные игры, развлечения, праздники

                4. Тематические выставки

                5. Фонд детского прикладного творчества

                6.  Интерактивные мини - музейные  экспозиции на группах

                7. Мини - музейные  экспозиции в  фойе ДОУ

                8. Культурно-досуговая деятельность

                9. Экскурсии

Методологической основой инновационной деятельности по разделу «Развитие у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре» является общетеоретическое положение отечественной психологии, о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста и социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев, С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.)

Содержание проекта строится на основе принципов:

1) Регионализация нравственно-патриотического воспитания

2) Доступность

3) Непрерывность

4)  Целостность

5) Социальные идеи

6) Педагогические идеи.

7) Системность

8) Преемственность

9) Стимулирование активности

10) Культуросообразность

Цель проекта - создание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, развитие представлений детей о роли человека в истории, культуре, в техническом прогрессе, подготовка ребенка к жизни в современном обществе посредством опытно-экспериментальной деятельности  с использованием краеведческого подхода.

Реализация проекта предполагает решение следующих  задач:

1.Развивать духовно-познавательные потребности детей:

а) создавать условия для формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, для развития представлений детей о роли человека в культуре, техническом прогрессе, за счет партнерской деятельности со взрослым, расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (мини-музей)

б) развивать у детей элементарные представления об истории цивилизации, формировать элементарные географические и исторические представления

в) воспитывать у детей чувство социальной значимости человека в мире, формирование понимания того, что человек – творец (может многое создать, изобрести)

г)   формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с искусством, культурой и историей своей страны.

2.Формировать общечеловеческие нравственные качества, способствовать усвоению ребёнком норм общения между людьми внутри небольшого коллектива  

а)  развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста

б) воспитывать любовь к родному дому, городу, краю, Родине

в) формировать чувство причастности детей к наследию прошлого, положительное отношение к культурному богатству русского народа

3. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира: прививать интерес к духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство:

а)  воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире

б)  расширять "среду обитания" воспитанников

в) развивать музейную культуру и визуальную грамотность посредством создания экспозиции мини-музея и деятельности воспитателя с детьми по плану «Школы экскурсовода» 

4.Повысить профессиональный уровень компетенции педагогов по 

данному разделу

Средства реализации поставленных задач:

  •  - создание развивающей культурно-исторической среды (мини-музей)
  • - развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение, занятия, экскурсии)
  • - метод детских проектов («Школа экскурсовода)

Главная задача интерактивного мини-музея в ДОУ — образовательная, просветитель­ская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта наших мини-музеев: это игровое, или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». «Мини» - это возраст детей, для которых они предназначены,  размеры экспозиции, и определенная ограниченность тематики. Важная особенность наших «мини-музеев»— участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Экспонатов в нашем музее становится все больше.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а  у нас не только можно, но и нужно! Наш музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В музее «Бумаги» поэкспериментировать и создать свою бумагу,  в музее «От зерна до каравая» вместе с воспитателем замесить тесто и испечь блины,  в музее «Древние люди» почувствовать себя доисторическим художником и изобразить мамонта на глиняной дощечке. В обычном музее ребенок — лишь внимательный слушатель, а здесь он — соавтор экспозиции.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев проводятся кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Кроме «экспресс – выставки» детских работ по изобразительной деятельности расположена в фойе ДОУ,  полка с «обереговыми» куклами, планируется размещение информационных стендов по теме: «По улицам Затулинского жилмассива». В спортивном зале планируется организовать выставку по теме: «Спортсмены города Новосибирска», в музыкальном зале планируется организовать интерактивную экспозицию музыкальных инструментов.

Социокультурная среда  мини – интерактивных экспозиций в фойе ДОУ.

 

 

Можно задать вопрос:  зачем это все вам?

Дети старшего возраста уже сталкиваются в рамках школьной программы с понятием музей, экспонат, история, принимают участие в работе школьного музея, вместе с родителями и учителями посещают экспозиции музеев города... А что же дошколята? Малы ещё! Ничего не поймут! Да и зачем тратить на это время, пусть поиграют

Хочется подробнее рассказать о двух разделах нашего музея «Юный следопыт»: о разделе народно – прикладных промыслов и экспозиции народной куклы.

Цель: обогатить  предметно – развивающею среду детского сада, познакомить детей с историей страны на примере   народных промыслов и народной игрушки. Именно в этих разделах музея представлена деятельность детей по созданию экспонатов. В музее мастерской народных промыслов, который расположен в изостудии детского сада, дети «превращаются» в «народных мастеров». Это дает возможность им опробовать новую социальную роль, познать самого себя и познакомиться с народными промыслами. Дошкольники не только изучают технику народного промысла, оформляют экспозицию музея, но и сами делают экспонаты: глиняную свистульку и т д. Поделки лепят, под руководством воспитателя обжигают в муфельной печи и расписывают. На ярмарках, которые проводятся 2 раза в год, дети – мастера дают мастер – класс родителям. Родители имеют возможность поработать в сотрудничестве со своим ребенком. В Музее  находятся как подлинные работы народных художников, так и работы детей, а так же образцы элементов   росписей украшают стены музея.

Дошкольное детство, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что человек является развивающей силой в истории, способствовать формированию ценностной ориентации личности. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

 

Авторы:   Матюх Валентина Михайловна - заведующая высшей квалификационной категории,

Томилова Ольга Владимировна - старший воспитатель I квалификационной категории

 

Список литературы:

1.      «Интерактивное образование» 2006—2010. http://io.nios.ru

2.      О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской   народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

3.      Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,   Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

4.      Портал «Менеджер образования» http://menobr.ru

5.      Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

 

Мини-музей в  социокультурном воспитании  дошкольников.

 

  Жизненный путь личности – это история ее переживаний.

 Л.С. Выготский

 

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Главной выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...

МБДОУ ЦРР – д/с № 425 «Ёлочка», реализует базисную Программу воспитания о обучения детей в детском саду под редакцией М.А. Васильевой (2007 г). В рамках проектной деятельности, педагоги ДОУ работают над разделом «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» реализуя программу опытно-экспериментальной деятельности «Юный следопыт» и индивидуальные проекты по созданию интерактивных мини-музейных экспозиций. Деятельность по данному направлению позволяет раскрыть содержание многих разделов образовательной программы «художественно-творческого развития»,  «Ребенок и окружающий мир»  и другие.

Методы музейной педагогики, используемые в процессе образовательной работы в ДОУ, способствует развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка. Совершенствование традиционных форм, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики; приобщение ребёнка к сокровищницам культуры через основные направления культурно-образовательной деятельности в мини-музее (информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых) и др.

Апробирование программы «Юный следопыт» по развитию представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников, привело к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по разделам. Их количество и необходимость стационарного размещения  привело к  создание  музея и интерактивных мини-музейных экспозиций в группах детского сада. Всё это невозможно уместить небольшое  помещение, но мы изыскали возможности. «Мини» – это не только ограниченность нашего музея в площади, «мини»– это и направленность, тема музейной экспозиции представленной в каждой возрастной группе. В этой ситуации мини-музеи стали местом культурно-исторического диалога, общения дошкольника с культурными ценностями. Каждый из педагогов-экспериментаторов создал свой мини-музей и разработал проект.

Один из проектов реализуемый нашими воспитателями «Русская изба. Куклы наших бабушек»

Цель проекта:  воспитывать в ребенке уважительное отношение к людям, родному  краю, дать  возможность почувствовать себя частицей окружающего мира и научиться жить в гармонии с ним, стимулирует познавательную деятельность ребенка и его умственное развитие ( помочь ребёнку увидеть то, что стоит за  вещью, понять её символический знак)

   Задачи:

1.  Развивать духовно-познавательные потребности детей:

а)  познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами

б)  познакомить с  игровой, обережной и обрядовой куклой наших предков.

2.  Формировать общечеловеческие нравственные качества способствовать усвоению ребёнком   норм общения между людьми внутри небольшого коллектива(семья).

3.  Развивать  коммуникативные  навыки детей дошкольного возраста

4.  Развивать эстетическое восприятие окружающего мира; прививать интерес к духовной культуре  через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство

5.  Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире

6.  Расширять "среду обитания" воспитанников

7.  Развивать музейной культуры и визуальной грамотности по средствам создания экспозиции мини-музея и деятельности воспитателя с детьми по плану «Школы экскурсовода» 

Всю работу педагогов по решению задач можно разделить, условно на этапы:

 I.          Подготовка проекта

 II.          Оформление экспозиции: воспитатели вместе с детьми рассматривают экспонаты. «Отвечают» на вопросы – что, из чего, зачем и почему?!!!

 III.          Презентация мини-музея для коллег, родителей и детей

IV.          Функционирование мини-музея: игры, развлечения, «школа экскурсовода», продуктивная деятельность и т д.

УЧАСТНИКИ проекта воспитатели, родители, дети, попечительский совет, администрация детского сада.

  Проект построен с учётам следующих принципов: доступности, повторяемости, стимулирование активности, культуросообразность

 Участвуют дети. Формы и методы работы с каждой конкретной группой педагоги выбирают в зависимости от их возрастных особенностей.

Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении деятельности проекта. Он является носителем  культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе.

Музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с тематикой мероприятий, готовит с детьми пластические этюды, организует и проводит праздники.

Родители воспитанников ДОУ – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса и самостоятельной культурно-досуговой деятельности направленной на развитие представление детей об основах социального и правового сознания о месте человека в истории культуре

В помещении группы  спроектировали и оформили мини-музейную экспозицию «Русская изба»  В «избе» – большой деревянный стол и стулья,  деревенская утварь, игрушки,  ухват и др. В интерьер включено и выставочное пространство, удобное для смены экспозиций. Основная форма организации работы с детьми – игра, театрализованные экскурсии - путешествие и продуктивная деятельность. В ходе занятий-игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребёнок и воспитатель; и те и другие могут и задавать вопросы, и отвечать на них. А «ответы» нередко воплощаются в увлекающих всех практических действиях «семейных» трапезах или рукотворном труде.

 Занятия проходят два раза в месяц воспитатели  ДОУ. Они рассказывает об экспонатах. После экскурсии в музее, в детском саду проводятся занятия, на которых дети выражают свои впечатления: рисуют и лепят. Дети приглашают родителей и гостей на свои развлечения. Мини-музеи это часть образовательного пространства, новая «среда обитания» которую дошкольники могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты. Нам кажется очень важным, что дети могут иметь возможность потрогать музейные экспонаты. В обычном музее, ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини - музей является результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. В детском саду нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек – соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, но подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью – можно. В нашем мини-музее дошкольники знакомятся с историей народного творчества. Соприкасаясь буквально с историей, говоря иначе, в наших музеях есть правило: можно и нужно задавать вопросы, можно и нужно брать предметы, переставлять их с места на место. Но, предметы нельзя ломать!

В рамках работы над проектами мини-музейных экспозиций, педагоги детского сада разработали серии сценариев экскурсий, бесед посещения мини - музеев. Регулярно проводятся занятия «Школы экскурсовода»,  «дети-экскурсоводы» устраивают  экскурсию в свой музей, рассказывая об экспонатах.

А ещё есть экспозиция «Куклы наших предков»  Почему «Куклы»? Куклы окружают ребенка с рождения. Кукла-игрушка остается неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком. Она развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения, становится порой самым близким другом, обеспечивает душевный комфорт. Кукла содержит в себе дидактическую изюминку, она удивляет и забавляет малыша. Кукла, кроме того, часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняя примеры настоящего. Дети учатся играть со сложными игрушками, развивается моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают названия экспонатам, учатся составлять рассказы о них. А ещё они сами делают куклы. Куклы обереги маме на 8 марта. Куклы подарки младшим ребятам.

«Ах, как весело заплясал цветной лоскуток в руках у Марины. Смотрите! Вот, зайчик скачет на пальчике»

 Такие куклы могут делать дети, начиная с 4 лет, при их создании ни используются,  иголка и ножницы. Зато сколько радости в глазах у ребят. Дети младшего возраста любят делать куклу «Пеленашку». Берут лоскут старой ткани и скатывают столбик – тело. В области шеи и талии его перевязывают тесьмой. Цветной лоскут – платок. А во второй цветной лоскут пеленают куклу. Такая кукла обвязывается тесьмой.

Экспозиции мини - музеев постоянно меняются, пополняются новыми экспонатами и позволяют глубже погружаться в обстановку того времени, с которым связана экспозиция музея, приобщиться к истории своих предков.

 Особенности  специфика образовательного процесса на материалах мини-музея  состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться воспринимать и уважать народную культуру, пробудить потребность к созданию прекрасного в своем быту. Развивающая среда мини-музея способствует развитию познавательной активности детей, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного  развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей, правила поведения в нем, эмоционально реагируют на произведение искусства, с удовольствием сами принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Родители в свою очередь подержали педагогов, стали уделять большое внимание музейной педагогике, многие родителя стали посещать “настоящие” музеи с детьми, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини - музей стал неотъемлемой частью воспитательной работы в детском саду.

 

 авторы: Томилова Ольга Владимировна, старший воспитатель I квалификационной категории

Гензе Татьяна Павловна,  воспитатель I квалификационной категории

 

Список литературы:

1.     «Интерактивное образование» 2006—2010. http://io.nios.ru

2.     Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

3.     «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,    О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

4.     О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской      народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

5.      М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с   русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада),     Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.

6.     Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,   Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

7.     Российский этнографический музей – детям. – СПб 2001: «ДЕТСТВО –ПРЕСС».

8.      Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. – М., 1993.

9.      Некрылова А. Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. – СПб.,1992.

10.    Портал «Менеджер образования» http://menobr.ru

11.    Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения