| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра это - срьёзно!!!МЫ ГОВОРИМ "ИГРА", ПОДРАЗУМЕВАЕМ "ДЕТСТВО".... Перефраз известных строк одного из моих любимых поэтов – В.В.Маяковского, совсем не случайно лег в основу темы нашего разговора. Ведь детство – уникальная эпоха в жизни человека, а поэзия игры – вдвойне уникальна, потому что составляет исходную сущность этой эпохи, она – эпоха в эпохе. Что такое игра? Это и жизненно важная потребность для малыша, познающего мир. Это и пространство для развития способностей подростка, самоутверждающегося в этом мире. Наконец, это и первая проба бурлящих сил юноши, прощающегося с детством и стремящегося мир переделать. Ведь в игре можно установить удобные для себя законы, откинуть все мелкое, житейское и окунуться в мечту – пусть не надолго и «по-нарошку», но стать всемогущим. Не так давно, воспитанные в духе коммунистической морали, мальчишки и девчонки строили в своих песочницах светлое будущее. Правда, наяву оно все никак не наступало, и умерла постепенно детская игра в благородных рыцарей развитого социализма, смолкли звонкие голоса вокруг песочниц, да и сами песочницы и детские городки канули в лету - надолго нависла над ними тягостная тишина. Но вот – взрыв, названный эпохой кардинальных преобразований социальной действительности, или проще - перестройкой. Долгожданный и дурманящий воздух свободы возродил самые смелые надежды. Казалось бы, самое время попробовать себя в созидании новой, лучшей жизни - пусть для начала хотя бы в игре. В конечном счете, каждый ребенок жаждет созидать или, по крайней мере, участвовать в созидании. Когда же его лишают этой возможности, он начинает разрушать. С множеством примеров различного рода разрушительной деятельности детей мы сталкиваемся ежедневно, но при этом никоим образом не связываем подобные факты с детской игрой. Что же происходит сегодня с игрой? Во что и как играют современные дети? **************************************************************** Для начала давайте вместе понаблюдаем, как чаще всего разворачиваются события в семье, когда у ребенка появляется желание поиграть со взрослыми. Дочка, радостно встречая пришедшую с работы маму: - Мама, мама, я умею в прятки играть! Я и тебя научу, давай с тобой поиграем. Мама в ответ: - Подожди, дочка, я очень устала. Еще и ужин готовить надо. Через некоторое время дочь вновь обращается к матери: - Мама, ты уже сготовила ужин, теперь ищи меня! Реакция мамы: - Погоди немного, надо твое платье погладить и постирать кое-что из белья. А ты пока сама поиграй с игрушками. Прошло еще некоторое время: - Мама, ты ведь уже и постирала, и погладила, давай поиграем. Ответ матери прост и лаконичен: - Уже поздно, пора спать... Вот и погас радостный огонек в глазах дочки. Этот светлый ручеек активности, пытливости и интереса мама остановила взрослым равнодушием. Знала бы эта мама сколько ростков в душе своего ребенка она погубила в этот миг, сколько поникло надежд, сколько угасло радости. А самое главное - детский ум не получил эмоционального подкрепления, заряда активности, той питательной среды, вне которой ребенок не может полноценно развиваться. Ведь фантазия закладывается и наиболее успешно развивается именно в детстве, именно в игре, и нечем потом заменить этот отсутствующий элемент в развитии ребенка.
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ И ИГРА Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, так как их не научили играть. Что для нас, взрослых, игра? Пустое занятие, времяпревовождение без цели и толку. Что игра для детей? Это их жизнь, не выдуманная, реальная. Между нами и детьми огромное жизненное пространство, состоящее из разницы в возрасте и разницы наших интересов. Чего хотим мы, взрослые? Конечно, подготовить ребенка к школе, да так, чтобы был не глупее других. Нам приходится нанимать репетиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и прочее, прочее... Интерес ребенка - жизнь, бытие, игра, познание. А на них-то как раз и не хватает времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей!) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им – ни одной «школы игры». Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка оборачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители непременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение насыщением операциональной подготовки ребенка к школе блокирует развитие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полноценной готовности к освоению нового и довольно сложного вида деятельности – учебной, предпосылки которой формируются именно в игре. Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка. Так, развитие мышления и воображения ребенка в игре происходит оттого, что в ней существуют условные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Принимая на себя различные роли, он учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с действиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ребенка. Известный отечественный исследователь детской игры, Даниил Борисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним - как он играет. Если умеет – к школьному обучению готов, не умеет – не готов. Однако, единственное, что может сблизить и стереть границы между взрослым и ребенком – это игра. Но именно ею мы и пренебрегаем и как средством общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга. Часто ли мы искренне радуемся игровым достижениями ребенка? Много ли мы интересуемся жизнью ребенка во дворе, в детском саду? Самые распространенные вопросы родителей к ребенку, когда его забирают из детского сада, касаются, в первую очередь, питания и поведения: «Ты хорошо себя вел сегодня? Чем вас кормили на обед?» И ни одного вопроса о деятельности ребенка, о его достижениях: «Чему новому ты сегодня научился? Во что вы играли? Чем занимались на занятиях, на прогулке?»
СКОЛЬКО РЕБЕНКУ НУЖНО ИГРУШЕК? ИЛИ: БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ. Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Считается, что чем разнообразнее предметное окружение, тем успешнее осуществляется развитие ребенка. Но при этом совершенно не учитывается тот факт, что важна не сама по себе предметная среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. И далеко не всегда предметное многообразие способствует психическому развитию. Обратите внимание, сколько всяких игрушек у нынешних детей. Но они месяцами к ним не притрагиваются: игрушки им быстро надоедают. Часто ребенку сразу удается сломать игрушку, да это и немудрено: магазинные игрушки в большинстве своем очень непрочные. А есть ли у вашего ребенка игрушки, сделанные им самим или при вашем участии? Наверняка большинство родителей ответят на этот вопрос отрицательно. Но ведь издавна известно, что именно к самодельным игрушкам малыш испытывает особое - трепетное отношение; именно они, так любовно и кропотливо сделанные своими руками, имеют много большее значение для развития многих положительных сторон его личности. ТВОРЧЕСТВО ИЛИ МАНИПУЛИРОВАНИЕ Отнюдь не количеством и разнообразием игрушек, имеющихся в «арсенале» семьи определяется игровое умение ребенка. Эти показатели, как раз чаще всего и служат одной из причин, затрудняющих развитие игровой деятельности. Даже признавая за игрой исключительное значение для психического развития ребенка, многие родители и педагоги отмечают, что игры современных детей стали гораздо беднее, чем, к примеру, лет десять-двадцать назад. Зачастую можно увидеть старшего дошкольника, который игру – специфически детскую творческую деятельность – подменяет простым манипулированием с игрушками. Игры детей стали малоинтересными и однообразными. И главная вина за создавшееся положение дел лежит именно на взрослых: они не учат ребенка играть, не создают ему условия для развития собственной игры, зачастую считая ее пустым и ненужным делом. Основные трудности кроются не только в том, что взрослые производят и покупают ребенку игрушки, которые совсем не располагают к игре и не способствуют ее развитию. Главная проблема – в неумении (или нежелании) взрослых научить ребенка игре, непонимании ими неоднородности игры, многообразия ее форм и видов, незнании логики ее развития.
ТРАНСФОРМЕРЫ ВЗАМЕН КУКОЛ Рыночные проблемы, захлестнувшие бурным потоком взрослое население, самым отрицательным образом сказались и на играх детей – все большее предпочтение отдается электронным игрушкам. Прообразы кибернетических организмов, «трансформеров» из заграничных мультсериалов и средства «детского» вооружения вытесняют привычные нам куклы, мишки, машинки. Последние же необходимы для развития детей, поскольку являются игрушечной копией реального мира. С их помощью ребенок познает действительность, осваивает существующие в ней социальные отношения. Но игра в куклы или машинки предполагает обязательное участие взрослого, на что у родителей практически не хватает времени. С электронными игрушками все намного проще – раз показал, как управляться с ними, и малыш, увлекшись, уже не донимает вас непременным участием в игре. Малыш занят делом, вы – свободны, и всем хорошо. Но это только кажущееся благополучие. Ребенок, предпочитающий общение с такими игрушками реальному общению со взрослыми и сверстниками (которое обогащается преимущественно в сюжетно-ролевой игре), блокирует многие сферы своего личностного развития. Парадоксально, что родители ратуя за разностороннее развитие, поощряя такие игры, на самом деле культивируют «ограниченность». Конечно, и в такого рода играх есть и своя прелесть, и зерно для развития некоторых способностей, личностных качеств ребенка, но все должно быть в разумных пределах. Поэтому такие игры ни в коем случае не должны превалировать над сюжетно-ролевыми, несущими основную психологическую нагрузку в развитии дошкольника. Говоря о сюжетно-ролевой игре дошкольника, которая по своей природе является внутренне коллективной деятельностью, даже тогда, когда ребенок играет один, так как в ней всегда содержится отношение, по крайней мере, двух взаимосопряженных позиций: мать-ребенок, доктор-пациент и т.д., стоит остановиться (обратить особое внимание) на любимых сюжетах современных детей. На смену традиционным играм в «Больницу», «Магазин», «Дочки-матери» все больше приходят сюжеты по мотивам мексиканских, бразильских и т.п. телесериалов, американских боевиков и отечественных семейных проблем типа «Где взять деньги на то-то и то-то…?». При этом все реже дети в процессе игры «уходят на работу» и все чаще «участвуют в застольях или «разборках». Какие человеческие качества могут развивать такие сюжеты у наших детей? Неправда ли, страшно представить? Как же быть с играми современных мальчиков и девочек? Играми, так не похожими на игры нашего детства – наивные и бесхитростные? Неужели современное поколение «выбирает пепси» и больше не хочет верить в сказки? Не будем торопиться осуждать наших детей. Ведь они только копируют нашу взрослую жизнь, по-своему обыгрывая все ее мрачные, абсурдные и противоречивые стороны. И не их вина, что нынешняя реальность не дает поводов для более возвышенных и созидательных фантазий. А что же игра? Ее невозможно полностью исключить из жизни ребенка, она для растущего человека - способ творческого познания себя и окружающего мира. Так что пусть играют на здоровье. А вы играйте вместе с ними!
ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ Играть с детьми в семье надо бы научиться всем: и маме, и папе, и бабушке. Ведь умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Ребенку же игра необходима как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий его интересы, созидающий его личность. Ведь именно через игру он познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. И нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивленного взгляда ребенка на мир! В противном случае бытие ребенка, говоря словами доктора психологических наук, профессора, В.П.Зинченко, «становится бытом». Как же играть с ребенком? О чем необходимо помнить, организуя совместную игру? Во-первых, о том, что любая игра является свободной деятельностью. Она свободна от реального, ощутимого мира предметов. В игре ребенок подчиняет предметный мир себе, в реальности - все происходит наоборот. Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет отсутствующие атрибуты жизни взрослых имеющимися у него игрушками: скачет на палочке, как на лошади; ездит на стуле, как на автомобиле. Во-вторых, игра развивается от подражания действиям взрослого к постепенной самостоятельности в ее организации ребенком, поэтому и доля участия взрослого в совместной игре предполагает постепенное снижение. В-третьих, для каждого возраста развивающую функцию осуществляет определенный вид игр: для малыша - это предметная игра; для дошкольника - сюжетно-ролевая и последующее освоение игр с правилами. Чтобы у ребенка сформировалась игра, взрослому надо показать, проиграть отдельные игровые действия и сделать это очень эмоционально захватывающе. То есть, чтобы ребенок овладел игровыми умениями, мама, папа или другой близкий родственник должен играть вместе с ним, взяв на себя роль партнера по игре, но действуя, как режиссер. В противном случае его значение смещается с позиции равноправного, но при этом умеющего хорошо играть, партнера, на позицию превосходства. Взрослый, играя, должен показать ребенку образцы игровых действий, из которых впоследствии разовьется самостоятельная игра. Однако, если усвоенные малышом игровые действия воспроизводятся слишком долго и не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести в них некоторое разнообразие. Например, спросите дочку, что ее кукла любит есть, предложите покормить ее, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить из них кроватку, чтобы уложить куклу спать, или перевезти кубики в машине, чтобы построить дом и поселить в нем зайчонка. Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда бывает в состоянии сам оценить свои игровые достижения. «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»… Начиная с раннего возраста и далее, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на взаимодействие с партнером-сверстником. Нужно стараться комментировать каждое действие, особенно если используются предметы-заместители. Чтобы эти действия были понятны всем играющим, начиная игру, взрослый должен показать, прокомментировать их, а затем прокомментировать действия самого ребенка и лишь потом спросить: «Что ты делаешь?». Играть с ребенком нужно на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, чтобы им (ребенком) сразу использовался, усваивался и становился ясным более сложный способ ее построения. Так, сначала это просто использование ребенком игрушек, основанное на подражании реальным действиям, их логике, их последовательности (до трех лет). Потом, когда ребенок научится самостоятельно действовать, можно переходить к освоению науки сюжетно-ролевой игры: разыгрывать сначала однособытийные сюжеты, а потом и более сложные, в которых главное – отражение отношений между людьми (до 5 лет). На последующем этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, в дальнейшем действия только называются соответствующим словом-понятием, то есть обозначающим предполагаемое конкретное действие (до 7 лет и далее). Собственно развитие сюжета происходит за счет того, что в знакомую игровую ситуацию взрослый постепенно начинает вводить новую игрушку или предмет-заместитель, который не имеет жестко фиксированного значения (например, палочка вместо градусника, картонка вместо тарелочки и т.п.). И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. Необходимо помогать малышу выстраивать и сам сюжет, обсуждать его варианты, обогащать опыт новыми впечатлениями. Следует также постепенно вводить в игру ролевые позиции. Это означает, что ребенок, выполняя какие-либо действия, воображает себя мамой, папой, шофером, космонавтом, а кукла играет роль дочки, сына или пассажира. Объединение, связи сюжетов в игре осуществляются следующим образом: сначала взрослый выполняет действие, затем, объединяя 2 сюжета (например, игру в «Дом» с игрой в "Больницу"), привлекает ребенка к их дополнению и продолжению. Любое желание на участие ребенка в игре должно поддерживаться. Усложнение и насыщение сюжетов игры может осуществляться за счет их расширения (отображать то, что не познано, но интересно ребенку) и постепенного содержательного наполнения, чему во многом способствует чтение сказок и рассказов, организация экскурсий. В дальнейшем игры детей, имеющие многоперсонажный сюжет с взаимодополняющими ролями (мама, дочка, папа) нужно преобразовывать во многотемные или многособытийные, где меняются события, а не персонажи. Обогащение детской игры осуществляется и за счет развития содержания роли (кто изображается, что он и зачем в реальности делает?), способов ее реализации (как он это делает?). Игру с полным основанием можно считать универсальной формой общения, сотрудничества, содружества ребенка и взрослого, которая выводит интересы и возможности маленького человека на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности. А наблюдение за поведением ребенка во время игры не только очень многое может поведать родителям об индивидуальности их малыша, но и предоставит возможность направить свои воспитательные усилия в нужное русло. Только когда ребенок пройдет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. И только тогда мы с уверенностью можем сказать, что мы действительно обеспечили ему счастливое и умное детство. В целом, особенности развития игровых действий в каждом возрастном периоде требуют и специфического руководства ими. Особая роль в развитии игровых действий у ребенка принадлежит родителям. Но для того, чтобы правильно организовать детскую игру, нужно знать каким образом она развивается от возраста к возрасту. Но об этом – в следующем номере.
ИГРЫ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ЖИЗИ Именно от родителей зависит, как будет развиваться их ребенок. Чтобы помочь малышу в этом, мало его любить. Нужно еще и знать, какие игры, в каком возрасте принесут ему наибольшую пользу. УРОК ПЕРВЫЙ: СХВАТИТЬ И УДЕРЖАТЬ, УРОК ВТОРОЙ: ПОВТОРИТЬ ДВИЖЕНИЕ. Первыми играми ребенка в младенческом возрасте являются игры с его собственным телом. На третьем-четвертом месяце жизни у малыша появляются движения, много раз повторяющиеся и явно доставляющие ему удовольствие: он подносит руки к лицу, рассматривает их; поднимает ноги, дотрагивается до них и опускает. Эти действия еще не игра, но в них имеются зародыши игры. Уже в самых первых играх малыша сказывается огромное влияние родителей. Ребенок очень рано начинает подражать окружающим его людям. Склонность к подражанию - одна из характерных особенностей детства. Стремление к подражанию, свойственное ребенку, несомненно, нуждается в развитии, упражнении. Сначала внимание малыша привлекают к игрушке – так он научается следить за ней. Затем мама вкладывает в ручку ребенка небольшую погремушку, способствуя тому, что малыш начинает постепенно сам схватывать и удерживать предметы. К четырем месяцам у него обычно бывает относительно развита мелкая моторика, на основе которой происходит развитие ориентации в пространстве и самостоятельное управление движениями (в этом возрасте кукла является слишком сложным предметом для ребенка). К 7 месяцам контроль руки совпадает со зрительным контролем, то есть с ориентацией в пространстве. В этот период у детей обнаруживается и предпочтение, оказываемое какой-нибудь игрушке или предмету. Очень важно научить малыша на 1-м году жизни не только брать предмет, но и контролировать свои хватательно-ориентировочные действия. Только в этом случае ориентировочно-исследовательская активность ребенка может стать не просто реакцией, а формой разумного поведения. Затем развитие движений переходит на новую стадию – появляются и интенсивно развиваются разнообразные и повторные движения. Именно поэтому нужно играть с малышом в игры типа «ладушки», «сорока-ворона», «прятки». Дети быстро усваивают эти игры и активно участвуют в них: сами загибают пальцы, поднимают руки на голову, закрывают лицо ручками при игре в прятки. Подобные игры оказывают большое влияние на развитие самостоятельной игровой деятельности малыша. Как и зачем дарить новые игрушки К году ребенок может уже свободно собирать и разбирать пирамидки. Для более качественного формирования у него предметных действий следует использовать «измененные» предметы. Слишком знакомые предметы, не смотря на четкость форм, могут вызывать у малыша отрицательное отношение, следовательно, нужно время от времени изменять их окраску. Сложные по форме предметы, совершенно незнакомые ребенку, малыш либо вообще не замечает, либо замечает, но не может на них сосредоточиться. Незнакомые предметы могут привлечь малыша только тогда, когда они появляются вместе с близкими взрослыми. При этом мама или папа должны не просто манипулировать этим предметом, но и обязательно сопровождать свои действия речью, как бы создавая полузнакомую ситуацию. Только в этом случае малознакомый предмет привлечет наибольшее внимание ребенка. Лучше всего дети воспринимают полосатые, клетчатые игрушки, сюжетные и геометрические погремушки. Новая игрушка в этом возрасте служит своеобразной ориентировкой малыша на новое, развивает его любознательность. Поэтому взрослый обязательно должен дать малышу возможность действовать с предметами. Новое не только побуждает его к активности, более того – поддерживает ее. Поэтому, если ребенок будет периодически получать новые игрушки, он быстрее научится оперировать вещами. Обычно игры детей к концу первого года жизни носят «разрушительный» характер. Малыш с веселым смехом ломает выстроенный усилиями родителей домик, разбрасывает игрушки, рвет книги. В подобных действиях не следует видеть проявление дурных чувств и побуждений. Это всего лишь наиболее доступный для ребенка способ проявить свою активность.
Прошел год – и между ребенком и взрослым встает вещь К концу первого года жизни общение ребенка со взрослым усложняется. Непосредственный эмоциональный контакт уступает место общению по схеме: взрослый – вещь (игрушка) – ребенок. Эта стадия называется ситуативно-деловое общение. Ребенок общается со взрослым по поводу деятельности, причем малыш учится действовать с предметами, активно подражая взрослым. Первоначально все игровые действия полностью выполняет один из родителей. Лишь постепенно он начинает стимулировать действия ребенка вопросом (следует помнить, что девочки начинают говорить раньше мальчиков). Увеличивая меру участия ребенка в игровом действии, родители в свое общение с малышом должны включать игрушку (переходный предмет). Не следует требовать от малыша сразу многого. Любое действие ребенок начинает осваивать постепенно, так как физически не может повторить, воспроизвести, усвоить весь процесс целиком. Как только произошло овладение предметным действием, ребенок становится способным дифференцировать положительное и отрицательное отношение к этому со стороны взрослых. К 1,5 годам ребенок уже осваивает элементы сюжетной игры, владеет игровыми действиями (качает или кормит куклу; рулит, гудит сидя на стуле как будто в автомобиле), что способствует активному развитию отобразительных игр, усвоенных в общении с близкими взрослыми. Нередко дети второго года жизни пытаются подражать труду взрослых: подметать пол, поливать цветы и т.п. Такого рода действия больше похожи на игровые. Например, мама вытирает пыль, и дочка берет тряпку, усердно трет мебель, но реальный результат ее не очень интересует. Постепенно у ребенка развивается способность к дифференцированию игровой и неигровой ситуации. Взрослый может помочь ребенку ускорить этот процесс за счет эмоционального поведения в совместных играх с ребенком и введение в игру предметов-заместителей. У использования палочки вместо градусника, кубика вместо тарелки есть еще одно важное достоинство: такая игра способствует отрыву действия от предмета и формирует символическую функцию мышления. Правда, само игровое действие на первых этапах его освоения обычно бывает максимально приближено к реальности. Лишь постепенно рисунок действия сворачивается, схематизируется и оно начинает приобретать словесное обозначение.
ЕЩЕ ГОД – И РАЗРУШИТЕЛЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СОЗИДАТЕЛЯ У многих детей в этом возрасте сохраняется склонность к разрушению, к разбрасыванию предметов и игрушек. Но если родители терпеливо учат малыша строить, собирать и т.п., то постепенно разрушению он начинает предпочитать созидание. В реальности это выглядит следующим образом: ребенок сосредоточенно надевает на стержень пирамидки колечки, а затем сшибает ее и разбрасывает детали, чтобы снова начать их собирать. Малышу доставляет огромное удовольствие превращать собранную пирамидку в груду колец и снова придавать ей определенную форму. В отношении к игрушкам у детей этого возраста проявляются значительные индивидуальные различия. Одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол и игрушечных животных. Одних влечет к маленьким предметам, других, наоборот, – к крупным, громоздким. Однако при всем разнообразии вкусов отмечается и нечто общее: всех детей привлекают такие игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями. С самого начала игра развивается как социальная деятельность, в которой ребенок связан с другими людьми. Потребность в обществе для игры у малыша возникает довольно рано. В первые годы жизни лучшими его компаньонами являются взрослые, они забавляют малыша, дают пример для подражания. Он приносит им свои игрушки, предлагая, таким образом, играть с ним, а, научившись говорить – просит об этом. Игра со сверстниками у ребенка до 2 лет практически отсутствует. Она существует и разворачивается преимущественно в формах индивидуальной игры, игры рядом, но не вместе с другим ребенком. В целом к двум годам в детских играх прослеживаются, хотя и в недостаточно развитом виде, те черты, которые ярко проявятся в более позднем возрасте: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим.
ТРЕТИЙ ГОД – ПОЯВЛЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, которые наибольшее развитие получают впоследствии: создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим миром. Тогда же ребенок впервые начинает брать на себя какую-либо роль, но не заявляет об этом. К концу раннего возраста в основном бывают сформированы все предпосылки для перехода к ролевой игре. Ребенок уже может выстроить сюжетную (однособытийную) линию, то есть его действия усложняются, приобретают характер цепочки и отражают логику жизни. Теперь малыш способен к обобщению действий и их отделению от предметов. Он начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и называть себя именем взрослого: «Я как мама». Кроме того, происходит эмансипация ребенка от взрослого, то есть он начинает действовать самостоятельно. Чтобы у ребенка сформировалась игра, родителям надо показать, проиграть отдельную игру и сделать это очень эмоционально захватывающе. Малышу еще очень трудно выделить контекст игры и поэтому развитие сюжета происходит за счет того, что в знакомую игровую ситуацию вводится новый предмет или предмет-заместитель, который не имеет жестко фиксированного значения. Предмет-заместитель является добавочным к сюжетной игрушке (так как палочка ни в коем случае не может быть мамой или дочкой). Очень важно с самого начала развивать у ребенка активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий родителя, а сочетать подражание с творческой выдумкой. На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки по сюжетам литературных произведений (русские народные сказки; игровые стихи А.Барто, Б.Заходера, Д.Хармса и др.; стихи и сказки К.Чуковского, С.Маршака), к участию в которых ребенка надо привлекать как можно чаще. Не меньшее удовольствие дети раннего возраста получают от участия в подвижных играх («Поезд», «Воробушки», «Догонялки»), играх с природными (песок, вода) и строительными материалами (кубики, брусочки).
Обычно игры ребенка в этот период неустойчивы, что проявляется в частой смене игрушек, а, следовательно, и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания. Более устойчивым и целенаправленным характером отличаются игры с песком и строительным материалом. К концу раннего возраста у ребенка возникает потребность в совместных со сверстниками играх и основной задачей родителей в этот период является обеспечение своему малышу игрового сообщества. Следует помнить, что совместные игры со сверстниками трехлетнего малыша существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком просто и однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, качание куклы, насыпание песка в ведерко и пр.), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, малыш начинает лечить куклу, к нему подходят другие дети. В результате роли сами собой разделяются. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям сверстников. Итак, предпосылки игровой деятельности у ребенка формируются задолго до появления развернутых, содержательных форм игры. Первые два года жизни малыша являются подготовительным периодом игры, который часто называют «предметной деятельностью». На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, благодаря чему в его играх появляется несложный сюжет, происходит постепенный переход к «настоящей» игре, характерной для дошкольного возраста. ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ
Как подготовить ребенка к школе? Главное – научить его играть. Превращаться в машину и собачку на четвертом году жизни. Понимать, чего хочет от него сверстник – на пятом. И активно участвовать в сложных коллективных играх в старшем дошкольном возрасте.
ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕМУ МАЛЫШУ НУЖНЫ НЕ СТОЛЬКО ИГРУШКИ, СКОЛЬКО СВЕРСТНИКИ На четвертом и пятом году жизни ребенка основное внимание нужно уделить ролевым играм. Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие: расширяется их тематика, четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его реализации. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому руководство со стороны взрослых не теряет своей значимости. Чтобы сделать игру более интересной и увлекательной нужно показать ребенку способы объединения в играх различных событий, сказочных эпизодов. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления, поэтому большое значение имеют различные виды театрализованных игр, которые носят преимущественно коллективный характер и являются эффективным средством, способствующим обозначению (называнию) своей роли для себя и партнера. При организации сюжетно-ролевых игр, отражающих социальные взаимоотношения, важно донести до ребенка основной (нравственный) смысл взятой им на себя роли и ее связь с другими ролями. В ролевом поведении детей этого возраста можно выделить существование двух аспектов: а) характерные для роли действия с предметами (доктор лечит); б) ролевая речь, обращенная к партнеру, т.е. ребенок должен уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие, ролевой диалог (например, если ребенок взял на себя роль врача, то обращаться к партнеру как к носителю другой роли). Поэтому ребенка нужно научить разворачивать в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли, принятой партнером, научить менять свое поведение в зависимости от сюжета. Для детей 4-х лет достаточно овладеть способностью применять и обозначать игровую роль, реализовывать специфическое ролевое действие, направленное на партнера, развертывать парное взаимодействие и элементарный ролевой диалог. Организуя игру, взрослый в первую очередь должен обращать внимание на ролевое поведение, то есть переводить внимание ребенка от действия с предметом на парное взаимодействие сначала со взрослым и потом со сверстником, при этом учитывать позицию партнера и принимать его таким каков он есть. В каждой игре выделяют взаимодополнительные (мама-дочка,врач-больной) и независимые роли (шофер, пожарник). Во взаимодополнительных ролях всегда есть единое смысловое поле (нельзя быть мамой, если у тебя нет дочки). От независимых ролей ребенка нужно стимулировать к переходу к взаимодополняющим - только здесь возможен ролевой диалог, партнерские отношения. При обучении ролевой игре, взрослый берет на себя главную роль (например, врача, выполняющего основное игровое действие), привлекая ребенка к игре через дополнительную роль (больной). После этого он меняется с ребенком позициями: ребенок в главной роли, родитель - в дополнительной. Уже в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками начинают сопровождаться ролевыми диалогами, появляется называние своей роли партнеру-сверстнику, ролевое отношение к нему. При соответствующем руководстве игрой, ребенок довольно быстро начинает свободно развивать игровые контакты и разворачивать взаимодействие друг с другом. Наблюдая за игрой своего малыша со сверстниками, родители могут убедиться в степени успешности овладения ею по наличию следующих показателей ролевого поведения: 1. Ребенок самостоятельно разворачивают в игровой деятельности специфические дл взятой на себя роли ролевые действия. 2. Ролевая речь направлена на кукол или сверстников - персонажей игры. 3. Парное ролевое взаимодействие включает называние своей роли. 4. Ролевое общение протекает в форме диалога. 5. Эпизоды ролевого взаимодействия еще очень кратковременны. 6. В игровое действие вводятся игрушки-заместители, создающие ощущение интимности игры. Для организации игр с ребенком в семье, когда отсутствует возможность привлечь сверстников, родители могут призвать на помощь режиссерскую игру. Ее особенность состоит в том, что эта игра разворачивается через мнимую или воображаемую ситуацию, но при этом малыш не принимает на себя никакой роли. Например, ребенок возит по столу кубик из строительного материала. Если кубик для него только кубик, то это, конечно же, не игра, а манипуляция предметом. Но если кубик не просто так возится по столу, а перемещается особым образом, если ребенок при этом издает звуки работающего мотора, то в руках у него уже не кубик, а машина или трактор. Это и есть показатель того, что малыш усердно осваивает простейшую режиссерскую игру. Он гудит как машина, разговаривает за тот или иной персонаж, но при этом он не является ни этим персонажем, ни машиной. Развивать режиссерскую игру ребенка родители могут за счет придания смысла действиям малыша, например, возить кубик-машину не бесцельно, а «работать» – перевозить песок от одного края стола (пола, песочницы), где ее загружает воображаемый экскаватор-лопаточка, к месту назначения – на другой край. Хорошим подспорьем для организации режиссерской игры служат наборы мелких игрушек, типа «зоопарк», «солдатики», сказочные персонажи-игрушки. Ребенку надо показать, как управлять ими, проговаривая за каждого персонажа монолог и переводя его в диалогическое взаимодействие персонажей. Развертывание таких игр позволяет детям не только полноценно освоить режиссерскую игру, но и подняться на ступень выше – овладеть образно-ролевой игрой, связанной с принятием на себя образа и характерного поведения какого-либо заинтересовавшего ребенка объекта. Итак, следующий шаг – ролевая игра. Она проявляется в таких формах поведения малыша, где отчетливо видно, что он это не он, а «кто-то» или даже «что-то» совсем другое: «Я – машина», или «Я – крокодил». Значение этого вида игры трудно переоценить, так как в ней формируется механизм идентификации, лежащий в основе многих фундаментальных общечеловеческих способностей. Актуализировать механизм идентификации (сличения, сопоставления, отождествления) помогают малышам игры-имитации с использованием поэтических произведений. Ценность таких игр состоит в том, что благодаря им ребенок лучше понимает сущность принятой на себя роли, образа. И еще потому что движения здесь сопровождаются речью.
ПЯТИЛЕТНИЕ ПАССАЖИРЫ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В МАТРОСОВ И ВОДОЛАЗОВ К 4 годам происходит становление субъект-субъектных отношений, когда дети относятся к партнерам по взаимодействию как к людям, имеющим определенные права и намерения. Игровое сообщество в этот период особенно важно для обнаружения в игровом партнере субъекта действия. Отношения подлинного партнерства в игре - это кооперативно-соревновательные отношения, предполагающие наличие сдвоенной мотивации: во-первых, быть причастным; во-вторых, быть собой, неповторимым и индивидуальным. Умение согласовывать свои действия с действиями и требованиями окружающих, уступать, договариваться, если этого требует совместная деятельность, в дальнейшем будет совершенно необходимо ребенку для усвоения учебной деятельности. На пятом году жизни у детей появляется относительная самостоятельность мышления. Основная задача взрослого – развивать гибкость поведения детей в игре. Малыша нужно научить менять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнера. Для того, чтобы сформировать это умение, необходимо соблюдать два условия: 1) использовать многоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными; 2) отказаться от однозначного соответствия числа участников количеству ролей (количество участников может быть меньше количества ролей). Например, игра, имеющая следующую структуру: Капитан (основная роль) пассажиры, а также дополнительные роли – матросы и водолазы. Сюжет разворачивается постепенно: пассажиры могут «превращаться» в матросов и водолазов по желанию. Когда событие произошло – появляется роль. В этих целях используют и инсценирование. Например, сказка «Золушка» делится на ряд сказочных событий: 1 – встреча с мальчиком; 2 – с феей; 3 – принцем; 4 – с королем и т.д. Каждый эпизод может быть проигран как самостоятельный или как продолжение предыдущих событий. На начальном этапе организации игр-инсценировок взрослый берет на себя основную роль. Игру можно подбирать особым образом, так, чтобы в ней были выделены не только многообразие ролевых отношений, но и типы отношений, где роли могут быть связаны между собой: 1. Специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (защищает, лечит, учит). 2. Отношениями управления и подчинения (большой-врач-медсестра; мама-ребенок-воспитатель и т.п.). 3. Отношениями взаимопомощи, которые наиболее ярко проявляются в равных ролях (между сыном и дочкой, между шоферами и пр.) и которые можно проследить в процессе одной игры. например: Врач – больной (1-й тип отношений) – медсестра (2-й тип отношений) – другой врач (3-й тип отношений).
КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ 3 - 5 ЛЕТ.
ИГРА ДОШКОЛЬНИКА: ЧЕМ ОНА СЛОЖНЕЕ, ТЕМ ПОЛЕЗНЕЕ. К старшему дошкольному возрасту наряду с усложнением игры происходит и увеличение состава ее участников, значительно возрастает продолжительность детского объединения. Еще до начала игры старшие дошкольники предварительно планируют ее, распределяют роли, подбирают все необходимые атрибуты и игрушки, а в ходе ее постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен себя вести определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей. Непросты и отношения детей, вступающих в игру: в процессе игры, когда отношения между детьми определяются, казалось бы, лишь только игровыми отношениями, взятыми ролями, дети не перестают относиться друг к другу и как товарищи по игре, не теряют реального плана отношений. Дети шестого года жизни должны освоить игру-фантазирование, протекающую в воображаемом плане, смысл которой заключается в построении новых событийных цепей. Совместная игра-фантазирование развивает эмоциональную сферу ребенка, обогащает его воображение. Ребенок должен уметь комбинировать разнообразные события так, чтобы присутствовал общий замысел и уметь согласовывать эти замыслы между собой. В этот период на развитие детских игр большое влияние оказывает сказка. Для того, чтобы сказка позволила разнообразить сюжеты детских игр, используют придумывание новых сказок через трансформацию знакомых сказочных сюжетов, через объединение нескольких сказочных сюжетов или объединение сказочных элементов с реалистическими (по методике Джани Родари, описанной им в книге «Грамматика фантазии», М., 1978). После этого с детьми организуют игры, в которых основное внимание уделяют развертыванию новых сюжетов с разнообразными, в том числе и объединенными, ролями и далее – придумывают новые условия на основе реальных событий, включая в их число и возникающие в повседневной жизни детские конфликты. Такой подход позволяет не только предотвратить детские конфликты, но и способствует развитию вариативного ролевого поведения, появлению более сложных игровых сюжетов, имеющих многотемный характер. В домашней обстановке родители должны постараться создать условия для самостоятельной организации ребенком режиссерской игры (типа «Разговор зверей», когда ребенок ведет диалог сразу от лица нескольких персонажей и далее, используя набор мелких игрушек, может выстроить целую страну животных). В старшем дошкольном возрасте эта игра отличается качественным обогащением сюжета, обеспечиваемого за счет включения многих взаимосвязанных персонажей, появления нескольких линий развития сюжета, разыгрывания нового содержания. Зачастую она включает в себя и элементы продуктивных видов деятельности - конструирования, рисования, изготовления поделок и пр. Следовательно, у ребенка должны быть все необходимые материалы для этого: карандаши, бумага, краски, природный и бросовый (коробки, пуговицы, бусинки и пр.) материал и т.п. К концу дошкольного возраста особым предпочтением у детей пользуются игры с правилами – подвижные, соревновательные, логические (настольно-печатные, электронные). В этих играх нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Благодаря участию в таких играх дети учатся подчиняться правилам, причем последние становятся для них внутренним правилом. Эти игры предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом и правилами игр. Деятельность ребенка на подготовительном этапе представляет собой своеобразный прообраз учебной деятельности в ее специфических структуре и строении.
КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ 5 - 7 ЛЕТ.
ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ИГРЫ. Среда, в которой разворачивается игра должна быть безопасной, эстетичной, экологичной и экономичной, то есть не допускающей пресыщения ею и отчуждения от нее. Оборудование для игровой деятельности ребенка: · поролоновые подушки разных размеров (но соотносимые с ростом ребенка), форм и цветов; · мелкий полифункциональный материал (кубики, коробки, тряпочки, бросовый и природный материал); · атрибуты для костюмирования (взрослая одежда полифункционального размера: юбки, шляпы, сарафаны, фартуки и пр.); · атрибуты для подвижных и других видов игр (лото, разрезные картинки, электронные, настольно-печатные игры различной тематики). Как у девочек, так и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у девочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и пр.). Наблюдая за играми своих детей в куклы, родители имеют возможность увидеть то, что волнует их ребенка в сложившихся семейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ребенку. Да и сами эти отношения в детских играх высвечиваются как на экране телевизора и могут показать отцу или матери, что конкретно в них надо изменить.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 13.11.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |