| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
коррекция речи и речевое развитиеГруппа компенсирующей направленности из воспитанников с нарушением речи и особыми потребностями детей формируется по решению ПМПк. Основной контингент воспитанников составляют дети с разными уровнями ОНР и ФФНР.Категория детей с ОНР неоднородна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое чаще сочетается с неврологической симптоматикой. Часто встречающимся нарушением речи у наших воспитанников является дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) К данной категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
Общее недоразвитие речи (ОНР). Выделяют 4 уровня ОНР. При 1 уровне речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются. При общении дети с ОНР широко используют жесты и мимику, понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. При переходе ко 2 уровню речевая активность детей возрастает, в речи могут использоваться трех - и даже четырехсложные слова. Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Активная речь состоит из 2-4 слов. Отмечаются грубые нарушения в использовании грамматических конструкций. Фонетичекая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков (озвончение, смягчение, нарушение произношения свистящих, шипящих, сонорных и других звуков). Детям с 3 уровнем ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико - грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Появляются первые навыки словообразования, но дети не могут образовывать прилагательные от существительных, образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий недостатки произношения выражаются в смешении и искажении звуков. У детей с 4 уровнем в речевом развитии нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, в смешении признаков предметов. В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа. Описание специальных условий образовательной деятельности с воспитанниками, посещающими группу для детей нарушением речи Режим дня и НОД учителя-логопеда и воспитателя с детьми строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач. Примерный режим дня в старшей группе
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе
Нормы и требования к НОД с детьми, а также планирование НОД в течение недели определены в инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03. 2000 г. № 65/23-16, и в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13) В основе планирования НОД с детьми с нарушением речи лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: в НОД по ознакомлению с окружающим миром, в художественно-творческой, познавательной СД деятельности с воспитателем и самостоятельно, в играх. Часть НОД проводится учителем-логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется. (см.приложение 14, приложение 15) С детьми 5-6 лет: 2 занятия в неделю – первое занятие направлено на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи, второе – развитие фонематического восприятия и произносительной стороны речи С детьми 6-7 лет: 2 занятия в неделю – оба занятия посвящены подготовке к обучению грамоте в школе и формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи Индивидуальная работа составляют существенную часть взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей с детьми в течение каждого рабочего дня недели в целом. Она направлена на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальной работы фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План индивидуальной коррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР и ФФНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с нарушением речи. Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Навыки правильного звукопроизношения, полученные ребёнком в результате индивидуальной работы с ребенком учителя-логопеда, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления правильного звукопроизношения. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель-логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для выполнения упражнений в домашних условиях. Учитель-логопед проводит ОД с подгруппой/группой детей по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения — индивидуально. Воспитатель в течении дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию учителя - логопеда. Сюда входят упражнения по развитию лексико –грамматического строя речи, закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП ДОУ. Получение детьми с нарушением речи образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушением речи посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При организации НОД с детьми используются парциальные программы, технологии и методические разработки педагогов ДОУ , а и коррекционная работа в группах с нарушением речи проводится с использованием программы для дошкольных образовательных учреждений «Коррекция нарушения речи» под ред.Г.В. Чиркиной (2009 г) С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушениями речевого развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, в ДОУ созданы и функционируют:
Механизм взаимодействия в реализации коррекционных мероприятий специалистов ДОУ с детьми. Внутренний механизм взаимодействия: В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию, воспитателя по изобразительной деятельности. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями воспитанников посещающих группу для детей с нарушением речи. При построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание НОД, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей мониторинг, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника. Все специалисты ведут НОД с детьми под руководством учителя- логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы, на основании календарно – тематический план, осуществляя постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание НОД, а так же в СД, совместной деятельности в ходе режимных моментов. Педагог-психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи ( темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с нарушением речи усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках. Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями. Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой. Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ НОД и др. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию речевых нарушений и становление личности ребенка. Предметно-развивающая среда логопедических групп и кабинетов предполагает наличие материалов, направленных: -на речевое и креативное развитие (игрушки и картинки по проведению артикуляционной гимнастики, дыхательные тренажеры, предметные картинки по изучаемым темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, настольно-печатные и дидактические игры, разрезной и магнитный алфавит, раздаточный материал, наборы игрушек для инсценировок сказок); -на сенсорное развитие (звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, «волшебный мешочек», игры для развития тактильных ощущений, кассеты с записью «голосов природы» и др.); -на моторное и конструктивное развитие (трафареты, разрезные картинки, пальчиковые бассейны, пирамидки, мозаики, массажные мячи, конструкторы настольные и напольные и др.) Мониторинг динамики речевого развития Мониторинг динамики речевого развития детей, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет учитель-логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года. Мониторинговая деятельность предполагает: -отслеживание динамики и эффективности коррекционной работы с детьми. Учитель-логопед анализирует выполнение индивидуального плана коррекционной работы в целом с детьми, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы по коррекционно-развивающему направлению (промежуточная и итоговая оценки). Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы ДОУ по коррекционно-развивающему направлению описывают компоненты речи, которые он может приобрести в результате освоения программы. Планируемые промежуточные результаты освоения программы детей 5-6 лет совпадают с итоговыми планируемыми результатами освоения программы (при этом педагог учитывает возрастные особенности ребенка). 1. Речевая коммуникация: ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. 2. Лексика: у ребенка сформированы обобщающие понятия, он умеет употреблять антонимы, синонимы, подбирать определения (в соответствии с возрастными возможностями). 3.Грамматический строй речи: ребенок верно согласует прилагательные, числительные с существительными; употребляет существительные родительного падежа множественного числа, умеет образовывать прилагательные от существительных, конструировать простые и сложные предложения (в соответствии с возрастными возможностями). 4. Моторика речевого аппарата: ребенок удерживает статические позы и выполняет динамические упражнения по образцу и инструкции (в соответствии с возрастными возможностями). 5. Фонематический слух: ребенок определяет простые и сложные ритмы, использует в речи средства интонационной выразительности, различает на слух близкие по звучанию слова (в соответствии с возрастными возможностями). 6. Слоговая и звуковая структура речи: ребенок правильно произносит звуки родного языка, может повторить слова сложной слоговой структуры. 7.Звуковой анализ и синтез слов: ребенок определяет место и количество звуков в слове, может из звуков составить слово. 8.Связная речь: ребенок самостоятельно пересказывает и составляет рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата последнего обновления страницы 13.11.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |