коррекция речи и речевое развитие

МБДОУ «Детский сад № 425  «Елочка»

 

коррекция речи и речевое развитие

Группа компенсирующей направленности из  воспитанников с нарушением речи и особыми потребностями детей   формируется по решению ПМПк.    Основной контингент воспитанников составляют дети с разными уровнями ОНР и ФФНР.Категория детей с ОНР неоднородна, но общей их  особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое чаще  сочетается с неврологической симптоматикой. Часто встречающимся нарушением речи у наших воспитанников является дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. 

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

 К данной категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

  • дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

  • дети у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

  • дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Общее недоразвитие речи (ОНР).

Выделяют 4 уровня ОНР.

При 1 уровне речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются. При общении дети с ОНР широко используют жесты и мимику, понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации.

 При переходе ко 2 уровню речевая активность детей возрастает, в речи могут использоваться трех - и даже четырехсложные слова. Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Активная речь состоит из 2-4 слов. Отмечаются грубые нарушения в использовании грамматических конструкций. Фонетичекая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков (озвончение, смягчение, нарушение произношения свистящих, шипящих, сонорных и других звуков).

 Детям с 3 уровнем ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико - грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. Появляются первые навыки словообразования, но дети не могут образовывать прилагательные от существительных, образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий недостатки произношения выражаются в смешении и искажении звуков.

 У детей с 4 уровнем в речевом развитии нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению, в смешении признаков предметов. В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа.

Описание специальных условий образовательной деятельности с воспитанниками, посещающими группу для детей нарушением речи

Режим дня и НОД учителя-логопеда  и воспитателя с детьми строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.

Примерный режим дня в старшей группе

Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика

                    7.00—8.30

Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию учителя- логопеда; «коррекционный час»

 

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30—8.55

Подготовка к занятиям

8.55—9.00

НОД

9.00—10.00

Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия; «коррекционный час»

9.00—12.30

Подготовка к прогулке

10.45—11.00

Прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.00—12.25

Возвращение с прогулки

12.25—12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30- 12.50

Подготовка ко сну, сон

12.50—15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00—15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25—15.40

НОД

15.45—16.10

Самостоятельная игровая деятельность

16.20—17.00

Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию учителя-логопеда; «коррекционный час»

16.30—17.00

Прогулка

17.00—18.00

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин.

18.00. -18.30.

Самостоятельная игровая деятельность , уход домой

18.30.-19.00

 

Примерный режим дня в подготовительной к школе группе

Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика

               

7.00—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30—8.55

Подготовка к занятиям

8.55—9.00

НОД:

9.00—10.10

Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия; «коррекционный час»

9.00.—12.30

Подготовка к прогулке

11.05—11.15

Прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.15—12.30

Возвращение с прогулки

12.20—12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30—12.50

Подготовка ко сну, сон

12.50—15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00—15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25—15.40

НОД

15.45—16.20

Самостоятельная игровая деятельность

16.20—17.00

Индивидуальные занятия с воспитателем по заданию учителя-логопеда, «коррекционный час»

16.30—17.00

Прогулка

17.00—18.00

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин.

18.00. -18.30.

Самостоятельная игровая деятельность , уход домой

18.30.-19.00

Нормы и требования к НОД с детьми, а также планирование НОД в  течение недели определены в инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от 14.03. 2000 г. № 65/23-16, и в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  (СанПиН  2.4.1.3049-13)

В основе планирования НОД с детьми с нарушением речи лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: в НОД по ознакомлению с окружающим миром, в художественно-творческой, познавательной СД деятельности с воспитателем и самостоятельно, в играх. Часть НОД проводится учителем-логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

(см.приложение 14, приложение 15)

 С детьми 5-6 лет:

2 занятия в неделю – первое занятие направлено  на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи, второе – развитие фонематического восприятия и произносительной стороны речи

С детьми 6-7 лет:

2 занятия в неделю – оба занятия посвящены подготовке к обучению грамоте в школе и формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи

Индивидуальная работа составляют существенную часть взаимодействия учителя-логопеда  и воспитателей с детьми в течение каждого рабочего дня недели в целом. Она направлена на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальной работы фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План индивидуальной коррекционной работы составляется учителем-логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР и ФФНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с нарушением речи.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Навыки правильного звукопроизношения, полученные ребёнком в результате индивидуальной работы с ребенком учителя-логопеда, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления правильного звукопроизношения. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель-логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для выполнения упражнений в домашних условиях.

Учитель-логопед проводит ОД с подгруппой/группой детей по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения —  индивидуально.

Воспитатель в течении  дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию учителя - логопеда. Сюда входят упражнения по развитию лексико –грамматического строя речи, закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию внимания и памяти, фонематического звука, слуха и восприятия.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением речи  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП ДОУ. Получение детьми с нарушением речи образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушением речи посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

При организации НОД  с детьми используются парциальные программы, технологии и методические разработки педагогов ДОУ  , а и коррекционная работа в группах с  нарушением речи проводится с использованием программы для дошкольных образовательных учреждений «Коррекция нарушения речи» под ред.Г.В. Чиркиной (2009 г)

С целью организации целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушениями речевого развития в соответствии с их  возрастными и индивидуальными особенностями,  в ДОУ созданы и функционируют:

Группа  комбинированной направленности для детей 5-7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.

Основные задачи:

- коррекция нарушений устной речи детей:

- формирование правильного произношения;

- усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;

-своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;

- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

-обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Логопункт  для детей в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.

Основные задачи:

- коррекция нарушений устной речи детей:

- формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;

- своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;

- активизация познавательной деятельности детей;

-  коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

Ведущие специалисты, проводящие и координирующие коррекционно-развивающую работу -    учитель-логопед, педагог-психолог

Комплектование

По заключению выездной Муниципальной ПМПК на основании приказа заведующей ДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями). Определение сроков коррекционно-развивающей работы решается индивидуально по отношению к каждому ребёнку. Выпуск осуществляется на основании ПМПк.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, а так же созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение дня)

Механизм взаимодействия в реализации коррекционных мероприятий специалистов ДОУ с детьми.

Внутренний механизм взаимодействия:

       В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя  и инструктора по физическому воспитанию, воспитателя по изобразительной деятельности. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями воспитанников посещающих группу для детей с нарушением речи.

      При построении системы коррекционной работы  совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и  речевых сфер. Содержание НОД, организация и  методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы.

Модель коррекционно – развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей мониторинг, профилактический и коррекционно – развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Все специалисты ведут НОД с детьми под руководством учителя- логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно -  развивающей работы, на основании календарно – тематический план, осуществляя постановку диафрагмально – речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и НОД, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание НОД, а так же в СД, совместной деятельности в ходе режимных моментов.

 Педагог-психолог  включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.              

 Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи ( темп, тембр, мелодику, логическое ударение,  выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с нарушением речи усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Медицинский работник изучает  и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и  специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

 Определены формы взаимодействия специалистов. Наиболее приоритетными выступили: педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ НОД и др.

  Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

 Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию речевых нарушений и становление личности ребенка. Предметно-развивающая среда логопедических групп и кабинетов предполагает наличие материалов, направленных:

-на речевое и креативное развитие (игрушки и картинки по проведению артикуляционной гимнастики, дыхательные тренажеры, предметные картинки по изучаемым темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, настольно-печатные и дидактические игры, разрезной и магнитный алфавит, раздаточный материал, наборы игрушек для инсценировок сказок);

-на сенсорное развитие (звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, «волшебный мешочек», игры для развития тактильных ощущений, кассеты с записью «голосов природы» и др.);

-на моторное и конструктивное развитие (трафареты, разрезные картинки, пальчиковые бассейны, пирамидки, мозаики, массажные мячи, конструкторы настольные и напольные и др.)

Мониторинг динамики речевого развития  

Мониторинг динамики речевого развития детей, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет  учитель-логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

-отслеживание динамики и эффективности  коррекционной работы с детьми.

Учитель-логопед анализирует выполнение индивидуального плана коррекционной  работы в целом с детьми, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы по коррекционно-развивающему направлению (промежуточная и итоговая оценки).

    Планируемые результаты освоения детьми образователь­ной программы ДОУ по коррекционно-развивающему направлению описывают компоненты речи, которые он может приобрести в результате освоения программы. Планируемые промежуточные результаты освоения программы детей 5-6 лет совпадают с итоговыми планируемыми результатами осво­ения программы (при этом педагог учитывает возрастные особенности ребенка).

1. Речевая коммуникация: ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

2. Лексика: у ребенка сформированы обобщающие понятия, он умеет употреблять антонимы, синонимы, подбирать определения (в соответствии с возрастными возможностями).

3.Грамматический строй речи: ребенок верно согласует прилагательные, числительные с существительными; употребляет существительные родительного падежа множественного числа, умеет образовывать прилагательные от существительных, конструировать простые и сложные предложения (в соответствии с возрастными возможностями).

4. Моторика речевого аппарата: ребенок удерживает статические позы и выполняет динамические упражнения по образцу и инструкции (в соответствии с возрастными возможностями).

5. Фонематический слух: ребенок определяет простые и сложные ритмы, использует в речи средства интонационной выразительности, различает на слух близкие по звучанию слова (в соответствии с возрастными возможностями).

6. Слоговая и звуковая структура речи: ребенок правильно произносит звуки родного языка, может повторить слова сложной слоговой структуры.

7.Звуковой анализ и синтез слов: ребенок определяет место и количество звуков в слове, может из звуков составить слово.

8.Связная речь: ребенок самостоятельно пересказывает и составляет рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения