Игры это - срьёзно!!!

МБДОУ «Детский сад № 425  «Елочка»

 

Игра это - срьёзно!!!

  МЫ ГОВОРИМ "ИГРА", ПОДРАЗУМЕВАЕМ "ДЕТСТВО".... 

Перефраз известных строк одного из моих любимых поэтов –  В.В.Мая­ковского, совсем не случайно лег в основу темы нашего разговора. Ведь детство –  уникальная эпоха в жизни человека, а поэзия игры  – вдвойне уникальна, потому что составляет исходную сущность этой эпохи, она –  эпоха в эпохе.

Что такое игра? Это и жизненно важная потребность для малыша, познающего мир. Это и пространство для развития способностей подрост­ка, самоутверждающегося в этом мире. Наконец, это и первая проба бур­лящих сил юноши, прощающегося с детством и стремящегося мир переде­лать. Ведь в игре можно установить удобные для себя законы, откинуть все мелкое, житейское и окунуться в мечту  – пусть не надолго и «по-нарошку», но стать всемогущим.

Не так давно, воспитанные в духе коммунистической морали, мальчиш­ки и девчонки строили в своих песочницах светлое будущее. Правда, ная­ву оно все никак не наступало, и умерла постепенно детская игра в бла­городных рыцарей развитого социализма, смолкли звонкие голоса вокруг песочниц, да и сами песочницы и детские городки канули в лету - надол­го нависла над ними тягостная тишина.

Но вот – взрыв, названный эпохой кардинальных преобразований со­циальной действительности, или проще - перестройкой. Долгожданный и дурманящий воздух свободы возродил самые смелые надежды. Казалось бы, самое время попробовать себя в созидании новой, лучшей жизни - пусть для начала хотя бы в игре. В конечном счете, каждый ребенок жаждет созидать или, по крайней мере, участвовать в созидании. Когда же его ли­шают этой возможности, он начинает разрушать. С множеством примеров различного рода разрушительной деятельности детей мы сталкиваемся ежедневно, но при этом никоим образом не связываем подобные факты с детской игрой.

Что же происходит сегодня с игрой? Во что и как играют совре­менные дети?

****************************************************************

Для начала давайте вместе понаблюдаем, как чаще всего разворачи­ваются события в семье, когда у ребенка появляется желание поиграть со взрослыми.

Дочка, радостно встречая пришедшую с работы маму:

- Мама, мама, я умею в прятки играть! Я и тебя научу, давай с то­бой поиграем.

Мама в ответ:

- Подожди, дочка, я очень устала. Еще и ужин готовить надо.

Через некоторое время дочь вновь обращается к матери:

- Мама, ты уже сготовила ужин, теперь ищи меня!

Реакция мамы:

- Погоди немного, надо твое платье погладить и постирать кое-что из белья. А ты пока сама поиграй с игрушками.

Прошло еще некоторое время:

- Мама, ты ведь уже и постирала, и погладила, давай поиграем.

Ответ матери прост и лаконичен:

- Уже поздно, пора спать...

Вот и погас радостный огонек в глазах дочки. Этот светлый ручеек активности, пытливости и интереса мама остановила взрослым равнодуши­ем. Знала бы эта мама сколько ростков в душе своего ребенка она погу­била в этот миг, сколько поникло надежд, сколько угасло радости. А са­мое главное - детский ум не получил эмоционального подкрепления, заря­да активности, той питательной среды, вне которой

ребенок не может полноценно развиваться. Ведь фантазия закладывается и наиболее успешно развивается именно в детстве, именно в игре, и нечем потом заменить этот отсутствующий элемент в развитии ребенка.

 

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ И ИГРА

Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, так как их не научили играть.

Что для нас, взрослых, игра? Пустое занятие, времяпревовождение без цели и толку. Что игра для детей? Это их жизнь, не выдуманная, ре­альная. Между нами и детьми огромное жизненное пространство, состоящее из разницы в возрасте и разницы наших интересов.

Чего хотим мы, взрослые? Конечно, подготовить ребенка к школе, да так, чтобы был не глупее других. Нам приходится нанимать репетиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и прочее, прочее...

Интерес ребенка - жизнь, бытие, игра, поз­нание. А на них-то как раз и не хватает времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей!) в ин­теллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им – ни од­ной «школы игры».

Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка обо­рачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители неп­ременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение насыщением операциональной подготовки ребенка к школе блокирует разви­тие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полно­ценной готовности к освоению нового и довольно сложного вида деятель­ности – учебной, предпосылки которой формируются именно в игре. Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоцио­нальное, и личностное развитие ребенка.

Так, развитие мышления и вооб­ражения ребенка в игре происходит оттого, что в ней существуют услов­ные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Прини­мая на себя различные роли, он учится сочувствовать, сопереживать, по­нимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с действиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ре­бенка. Известный отечественный исследователь детской игры, Даниил Бо­рисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним - как он играет. Если умеет – к школьному обучению готов, не умеет   не готов.

Однако, единственное, что может сблизить и стереть границы между взрослым и ребенком   это игра. Но именно ею мы и пренебрегаем и как средством общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга. Часто ли мы искренне радуемся игровым достижениями ребенка? Много ли мы интересуемся жизнью ребенка во дворе, в детском саду? Самые распространенные вопросы родителей к ребенку, когда его забирают из детского сада, касаются, в первую оче­редь, питания и поведения: «Ты хорошо себя вел сегодня? Чем вас корми­ли на обед?» И ни одного вопроса о деятельности ребенка, о его дости­жениях: «Чему новому ты сегодня научился? Во что вы играли? Чем зани­мались на занятиях, на прогулке?»

 

СКОЛЬКО РЕБЕНКУ НУЖНО ИГРУШЕК? ИЛИ: БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ.

Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Считается, что чем разнообразнее предметное окружение, тем успешнее осуществляется развитие ребенка. Но при этом совершенно не учитывается тот факт, что важна не сама по себе предметная среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. И да­леко не всегда предметное многообразие способствует психическому раз­витию.

Обратите внимание, сколько всяких игрушек у нынешних детей. Но они месяцами к ним не притрагиваются: игрушки им быстро надоедают. Часто ребенку сразу удается сломать игрушку, да это и немудрено: мага­зинные игрушки в большинстве своем очень непрочные. А есть ли у вашего ребенка игрушки, сделанные им самим или при вашем участии? Наверняка большинство родителей ответят на этот вопрос отрицательно. Но ведь из­давна известно, что именно к самодельным игрушкам малыш испытывает особое - трепетное отношение; именно они, так любовно и кропотливо сделанные своими руками, имеют много большее значение для развития многих положительных сторон его личности.

ТВОРЧЕСТВО ИЛИ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Отнюдь не количеством и разнообразием игрушек, имею­щихся в «арсенале» семьи определяется игровое умение ребенка. Эти пока­затели, как раз чаще всего и служат одной из причин, затрудняющих раз­витие игровой деятельности. Даже признавая за игрой исключительное значение для психического развития ребенка, многие родители и педагоги отмечают, что игры современных детей стали гораздо беднее, чем, к при­меру, лет десять-двадцать назад.

Зачастую можно увидеть старшего дош­кольника, который игру – специфически детскую творческую деятельность – подменяет простым манипулированием с игрушками. Игры детей стали ма­лоинтересными и однообразными. И главная вина за создавшееся положе­ние дел лежит именно на взрослых: они не учат ребенка играть, не соз­дают ему условия для развития собственной игры, зачастую считая ее пустым и ненужным делом.

Основные трудности кроются не только в том, что взрослые производят и покупают ребенку игрушки, которые совсем не располагают к игре и не способствуют ее развитию. Главная проблема – в неумении (или нежелании) взрослых научить ребенка игре, непонимании ими неоднородности игры, многообразия ее форм и видов, незнании логики ее развития.

 

ТРАНСФОРМЕРЫ ВЗАМЕН КУКОЛ

Рыночные проблемы, захлестнувшие бурным потоком взрослое населе­ние, самым отрицательным образом сказались и на играх детей – все большее предпочтение отдается электронным игрушкам. Прообразы кибер­нетических организмов, «трансформеров» из заграничных мультсериалов и средства «детского» вооружения вытесняют  привычные нам куклы, мишки, машинки. Последние же необходимы для развития детей, поскольку  являются игрушечной копией реально­го мира. С их помощью ребенок познает действительность, осваивает существующие в ней социальные отношения.

Но игра в куклы или машинки предполагает обязательное участие взросло­го, на что у родителей практически не хватает времени. С элект­ронными игрушками все намного проще – раз показал, как управляться с ними, и малыш, увлекшись, уже не донимает вас непременным участием в игре. Малыш занят делом, вы – свободны, и всем хорошо. Но это только кажущееся благополучие.

Ребенок, предпочитающий общение с такими иг­рушками реальному общению со взрослыми и сверстниками (которое обога­щается преимущественно в сюжетно-ролевой игре), блокирует многие сферы своего личностного развития. Парадоксально, что родители ратуя за раз­ностороннее развитие, поощряя такие игры, на самом деле культивируют «ограниченность». Конечно, и в такого рода играх есть и своя прелесть, и зерно для развития некоторых способностей, личностных качеств ребен­ка, но все должно быть в разумных пределах. Поэтому такие игры ни в коем случае не должны превалировать над сюжетно-ролевыми, несущими ос­новную психологическую нагрузку в развитии дошкольника.

Говоря о сю­жетно-ролевой игре дошкольника, которая по своей природе является внутренне коллективной деятельностью, даже тогда, когда ребенок играет один, так как в ней всегда содержится отношение, по крайней мере, двух взаимосопряженных позиций: мать-ребенок, доктор-пациент и т.д., стоит остановиться (обратить особое внимание) на любимых сюжетах современных детей. На смену традиционным играм в «Больницу», «Магазин», «Дочки-ма­тери» все больше приходят сюжеты по мотивам мексиканских, бразильских и т.п. телесериалов, американских боевиков и отечественных семейных проблем типа «Где взять деньги на то-то и то-то…?». При этом все реже дети в процессе игры «уходят на работу» и все чаще «участвуют в застольях или «разборках». Какие человеческие качества могут развивать такие сюжеты у наших детей? Неправда ли, страшно представить?

Как же быть с играми современных мальчиков и девочек? Играми, так не похожими на игры нашего детства – наивные и бесхитростные? Неужели современное поколение «выбирает пепси» и больше не хочет верить в сказки? Не будем торопиться осуждать наших детей. Ведь они только ко­пируют нашу взрослую жизнь, по-своему обыгрывая все ее мрачные, аб­сурдные и противоречивые стороны. И не их вина, что нынешняя реаль­ность не дает поводов для более возвышенных и созидательных фантазий. А что же игра? Ее невозможно полностью исключить из жизни ребенка, она для растущего человека - способ творческого познания себя и окружающе­го мира. Так что пусть играют на здоровье. А вы играйте вместе с ними!

 

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ

Играть с детьми в семье надо бы научиться всем: и маме, и папе, и бабушке. Ведь умение играть –  это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Ребенку же игра необходима как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий его интересы, созидающий его личность. Ведь именно через игру он познает мир, удивляясь его полноте и много­образию. И нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохра­нение удивленного взгляда ребенка на мир! В противном случае бытие ре­бенка, говоря словами доктора психологических наук, профессора, В.П.Зинченко, «становится бытом».

Как же играть с ребенком? О чем необходимо помнить, организуя совместную игру?

Во-первых, о том, что любая игра является свободной деятельностью. Она свободна от реального, ощутимого мира предметов. В игре ребенок подчиняет предметный мир себе, в реальности - все проис­ходит наоборот. Играя, малыш чувствует себя способным делать все, как взрослый. Он заменяет отсутствующие атрибуты жизни взрослых имеющимися у него игрушками: скачет на палочке, как на лошади; ездит на стуле, как на автомобиле.

Во-вторых, игра развивается от подражания действиям взрослого к постепенной самостоятельности в ее организации ребенком, поэ­тому и доля участия взрослого в совместной игре предполагает постепен­ное снижение.

В-третьих, для каждого возраста развивающую функцию осу­ществляет определенный вид игр: для малыша - это предметная игра; для дошкольника - сюжетно-ролевая и последующее освоение игр с правилами.

Чтобы у ребенка сформировалась игра, взрослому надо показать, проиграть отдельные игровые действия и сделать это очень эмоционально захватываю­ще. То есть, чтобы ребенок овладел игровыми умениями, мама, папа или другой близкий родственник должен играть вместе с ним, взяв на себя роль партнера по игре, но действуя, как режиссер. В противном случае его значение смещается с позиции равноправного, но при этом умеющего хорошо играть, партнера, на позицию превосходства.

Взрослый, играя, должен показать ребенку образцы игровых действий, из которых впоследс­твии разовьется самостоятельная игра. Однако, если усвоенные малышом игровые действия воспроизводятся слишком долго и не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести в них некоторое разнообразие. Например, спросите дочку, что ее кукла любит есть, предложите покор­мить ее, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить из них кроватку, чтобы уложить куклу спать, или перевезти кубики в маши­не, чтобы построить дом и поселить в нем зайчонка.

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность, уступая ему первенство. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном учас­тии. И все же ваше присутствие, внимание к его успехам еще долго будут необходимы, потому что ребенок не всегда бывает в состоянии сам оце­нить свои  игровые достижения.

                                  «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»…

Начиная с раннего возраста и далее, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на взаимодействие с партнером-сверстником. Нужно стараться комментировать каждое действие, особенно если исполь­зуются предметы-заместители. Чтобы эти действия были понятны всем иг­рающим, начиная игру, взрослый должен показать, прокомментировать их, а затем прокомментировать действия самого ребенка и лишь потом спро­сить: «Что ты делаешь?».

Играть с ребенком нужно на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, чтобы им (ребенком) сразу использовался, усваивался и становился ясным более сложный способ ее построения. Так, сначала это просто использование ребенком иг­рушек, основанное на подражании реальным действиям, их логике, их пос­ледовательности (до трех лет). Потом, когда ребенок научится самостоя­тельно действовать, можно переходить к освоению науки сюжетно-ролевой игры: разыгрывать сначала однособытийные сюжеты, а потом и более слож­ные, в которых главное   отражение отношений между людьми (до 5 лет). На последующем этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изобра­жать нужное действие, в дальнейшем действия только называются соот­ветствующим словом-понятием, то есть обозначающим предполагаемое конк­ретное действие (до 7 лет и далее).

Собственно развитие сюжета происходит за счет того, что в знако­мую игровую ситуацию взрослый постепенно начинает вводить новую игруш­ку или предмет-заместитель, который не имеет жестко фиксированного значения (например, палочка вместо градусника, картонка вместо таре­лочки и т.п.). И это не просто игра, это становление функции замеще­ния, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. Не­обходимо помогать малышу выстраивать и сам сюжет, обсуждать его варианты, обогащать опыт новыми впечатлениями. Следует также постепенно вводить в игру ролевые позиции. Это означает, что ребенок, выполняя какие-либо действия, воображает себя мамой, папой, шофером, космонав­том, а кукла играет роль дочки, сына или пассажира.

Объединение, связи сюжетов в игре осуществляются следующим обра­зом: сначала взрослый выполняет действие, затем, объединяя 2 сюжета (например, игру в «Дом» с игрой в "Больницу"), привлекает ребенка к их дополнению и продолжению. Любое желание на участие ребенка в игре должно поддерживаться. Усложнение и насыщение сюжетов игры может осу­ществляться за счет их расширения (отображать то, что не познано, но интересно ребенку) и постепенного содержательного наполнения, чему во многом способствует чтение сказок и рассказов, организация экскурсий. В дальнейшем игры детей, имеющие многоперсонажный сюжет с взаимодопол­няющими ролями (мама, дочка, папа) нужно преобразовывать во многотем­ные или многособытийные, где меняются события, а не персонажи. Обога­щение детской игры осуществляется и за счет развития содержания роли (кто изображается, что он и зачем в реальности делает?), способов ее реализации (как он это делает?).

Игру с полным основанием можно считать универсальной формой общения, сотрудничества, содружества ребенка и взрослого, которая выводит инте­ресы и возможности маленького человека на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности. А наблюдение за поведением ре­бенка во время игры не только очень многое может поведать родителям об индивидуальности их малыша, но и предоставит возможность направить свои воспитательные усилия в нужное русло. Только когда ребенок прой­дет весь игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продви­нувшись в своем развитии. И только тогда мы с уверенностью можем ска­зать, что мы действительно обеспечили ему счастливое и умное детство.

В целом, особенности развития игровых действий в каждом возрастном периоде требуют и специ­фического руководства ими. Особая роль в развитии игровых действий у ребенка принадлежит родителям. Но для того, чтобы правильно организо­вать детскую игру, нужно знать каким образом она развивается от воз­раста к возрасту.  Но об этом – в следующем номере.

ИГРЫ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЕ ТРИ ГОДА ЖИЗИ

Именно от родителей зависит, как будет развиваться их ребенок. Чтобы помочь малышу в этом, мало его любить. Нужно еще и знать, какие игры, в каком возрасте принесут ему наибольшую пользу.

 УРОК ПЕРВЫЙ: СХВАТИТЬ И УДЕРЖАТЬ, УРОК ВТОРОЙ: ПОВТОРИТЬ ДВИЖЕНИЕ.

Первыми играми ребенка в младенческом возрасте являются игры с его собственным телом. На третьем-четвертом месяце жизни у малыша по­являются движения, много раз повторяющиеся и явно доставляющие ему удовольствие: он подносит руки к лицу, рассматривает их; поднимает но­ги, дотрагивается до них и опускает. Эти действия еще не игра, но в них имеются зародыши игры.

Уже в самых первых играх малыша сказывается огромное влияние родителей. Ребенок очень рано начинает подражать ок­ружающим его людям. Склонность к подражанию - одна из характерных осо­бенностей детства. Стремление к подражанию, свойственное ребенку, не­сомненно, нуждается в развитии, упражнении.

Сначала внимание малыша привлекают к игрушке – так он научается следить за ней. Затем мама вкладывает в ручку ребенка небольшую погремушку, способствуя тому, что малыш начинает постепенно сам схватывать и удерживать предметы.

К че­тырем месяцам у него обычно бывает относительно развита мелкая мотори­ка, на основе которой происходит развитие ориентации в пространстве и самостоятельное управление движениями (в этом возрасте кукла является слишком сложным предметом для ребенка). К 7 месяцам контроль руки сов­падает со зрительным контролем, то есть с ориентацией в пространстве. В этот период у детей обнаруживается и предпочтение, оказываемое ка­кой-нибудь игрушке или предмету.

Очень важно научить малыша на 1-м го­ду жизни  не только брать предмет, но и контролировать свои хватательно-ориентировочные действия. Только в этом  случае ориентировочно-исследовательская активность ребенка может стать не просто реакцией, а формой разумного поведения.

 Затем развитие движений переходит на новую стадию – появляются и интенсивно развиваются разнообразные и повторные движения. Именно поэтому нужно играть с малышом в игры типа «ладушки», «сорока-ворона», «прятки». Дети быстро усваивают эти игры и активно участвуют в них: сами загибают пальцы, поднимают руки на голо­ву, закрывают лицо ручками при игре в прятки. Подобные игры оказывают большое влияние на развитие самостоятельной игровой деятельности малы­ша.

Как и зачем дарить новые игрушки

К году ребенок может уже свободно собирать и разбирать пирамидки. Для более качественного формирования у него предметных действий следует использовать «измененные» предметы. Слишком знакомые предметы, не смотря на четкость форм, могут вызывать у малыша отрицательное отноше­ние, следовательно, нужно время от времени изменять их окраску. Слож­ные по форме предметы, совершенно незнакомые ребенку, малыш либо вообще не замечает, либо замечает, но не может на них  сосредоточиться. Незнакомые предметы могут прив­лечь малыша только тогда, когда они появляются вместе с близкими взрослыми. При этом мама или папа должны не просто манипулировать этим предметом, но и обязательно сопровождать свои действия речью, как бы создавая полузнакомую ситуацию. Только в этом случае малознакомый предмет привлечет наибольшее внимание ребенка. Лучше всего дети восп­ринимают полосатые, клетчатые игрушки, сюжетные и геометрические пог­ремушки.

Новая игрушка в этом возрасте служит своеобразной ориентиров­кой малыша на новое, развивает его любознательность.  Поэтому взрослый обязательно должен дать малышу возможность дейс­твовать с предметами. Новое не только побуждает его к активности, более того – поддерживает ее. Поэтому, если ребенок будет периодически получать новые игрушки, он быстрее научится оперировать вещами.

Обычно игры детей к концу первого года жизни носят «разрушитель­ный» характер. Малыш с веселым смехом ломает выстроенный усилиями ро­дителей домик, разбрасывает игрушки, рвет книги. В подобных действиях не следует видеть проявление дурных чувств и побуждений. Это всего лишь наиболее доступный для ребенка способ проявить свою активность.

 

Прошел год – и между ребенком и взрослым встает вещь

К концу первого года жизни общение ребенка со взрослым усложняется. Непосредственный эмоциональный контакт уступает место общению по схеме: взрослый – вещь (игрушка) – ребенок. Эта стадия называется ситуативно-деловое общение. Ребенок общается со взрослым по поводу деятельнос­ти, причем малыш учится действовать с предметами, активно подражая взрос­лым.

Первоначально все игровые действия полностью выполняет один из родителей. Лишь постепенно он начинает стимулировать действия ребенка вопросом (следует помнить, что девочки начинают говорить раньше маль­чиков). Увеличивая меру участия ребенка в игровом действии, родители в свое общение с малышом должны включать игрушку (переходный предмет).

Не следует требовать от малыша сразу многого. Любое действие ребенок начинает осваивать постепенно, так как физичес­ки не может повторить, воспроизвести, усвоить весь процесс целиком. Как только произошло овладение предметным действием, ребенок становит­ся способным дифференцировать положительное и отрицательное отношение к этому со стороны взрослых.

К 1,5 годам ребенок уже осваивает элементы сюжетной игры, владеет игровыми действиями (качает или кормит куклу; рулит, гудит сидя на стуле как будто в автомобиле), что способствует активному развитию отобразительных игр, усвоенных в общении с близкими взрослыми. Нередко дети второго года жизни пытаются подражать труду взрослых: подметать пол, поливать цветы и т.п. Такого рода действия больше похожи на игро­вые. Например, мама вытирает пыль, и дочка берет тряпку, усердно трет мебель, но реальный результат ее не очень интересует.

Постепенно у ребенка развивается способность к дифференцированию игровой и неигровой ситуации. Взрослый может помочь ребенку ускорить этот процесс за счет  эмоционального поведе­ния в совместных играх с ребенком и введение в игру предметов-заместителей. У использования палочки вместо градусника, кубика вместо тарелки есть еще одно важное достоинство: такая игра способствует отрыву действия от предмета и фор­мирует символическую функцию мышления. Правда, само игровое действие на первых этапах его освоения обычно бывает максимально приближено к реальности.  Лишь постепенно рисунок действия сворачива­ется, схематизируется и оно начинает приобретать словесное обозначе­ние.

 

ЕЩЕ ГОД – И РАЗРУШИТЕЛЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СОЗИДАТЕЛЯ

У многих детей в этом возрасте сохраняется склонность к разруше­нию, к разбрасыванию предметов и игрушек. Но если  родители терпеливо учат малыша строить, собирать и т.п., то постепенно разрушению он на­чинает предпочитать созидание. В реальности это выглядит следующим об­разом: ребенок сосредоточенно надевает на стержень пирамидки колечки, а затем сшибает ее и разбрасывает детали, чтобы снова начать их соби­рать. Малышу доставляет огромное удовольствие превращать собранную пи­рамидку в груду колец и снова придавать ей определенную форму.

В отношении к игрушкам у детей этого возраста проявляются значи­тельные индивидуальные различия. Одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол и игрушечных животных. Одних влечет к ма­леньким предметам, других, наоборот, – к крупным, громоздким. Однако при всем разнообразии вкусов отмечается и нечто общее: всех детей привлекают такие игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.

С самого начала игра развивается как социальная деятельность, в которой ребенок связан с другими людьми. Потребность в обществе для игры у малыша возникает довольно рано. В первые годы жизни лучшими его компаньонами являются взрослые, они забавляют малыша, дают пример для подражания. Он приносит им свои игрушки, предлагая, таким образом, иг­рать с ним, а, научившись говорить – просит об этом. Игра со сверстника­ми у ребенка до 2 лет практически отсутствует. Она существует и разворачивается преимущественно в формах индивидуальной игры, игры рядом, но не вместе с другим ребенком.

В целом к двум годам в детских играх прослеживают­ся, хотя и в недостаточно развитом виде, те черты, которые ярко проя­вятся в более позднем возрасте: подражание взрослым, создание вообра­жаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружаю­щим.

 

ТРЕТИЙ ГОД – ПОЯВЛЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР

В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, кото­рые наибольшее развитие получают впоследствии: создание игровых обра­зов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим миром. Тогда же ребенок впервые начинает брать на себя какую-либо роль, но не заявляет об этом.

К концу раннего возраста в основном бывают сфор­мированы все предпосылки для перехода к ролевой игре. Ребенок уже может выст­роить сюжетную (однособытийную) линию, то есть его действия усложняются, приобретают характер цепочки и отражают логику жизни.  Теперь малыш способен к обобщению действий и их отделению от предметов. Он начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и  на­зывать себя именем взрослого: «Я как мама». Кроме того, происходит эмансипация ребенка от взрослого, то есть он начинает действовать са­мостоятельно.

Чтобы у ребенка сформировалась игра, родителям надо показать, проиграть отдельную игру и сделать это очень эмоционально захватываю­ще. Малышу еще очень трудно выделить контекст игры и поэтому развитие сюжета происходит за счет того, что в знакомую игровую ситуацию вво­дится новый предмет или предмет-заместитель, который не имеет жестко фиксированного значения. Предмет-заместитель является добавочным к сю­жетной игрушке (так как палочка ни в коем случае не может быть мамой или дочкой). Очень важно с самого начала развивать у ребенка актив­ность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением дейс­твий родителя, а сочетать подражание с творческой выдумкой.

На разви­тие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки по сюжетам литературных произведений (русские народные сказки; игровые стихи А.Барто, Б.Захо­дера, Д.Хармса и др.; стихи и сказки К.Чуковского, С.Маршака), к учас­тию в которых ребенка надо привлекать как можно чаще. Не меньшее удо­вольствие дети раннего возраста получают от участия в подвижных играх («Поезд», «Воробушки», «Догонялки»), играх с природными (песок, вода) и строительными материалами (кубики, брусочки).

Показатели

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

 НЕПОДХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Игровые предпочтения

Взрослый в непринужденной манере разворачивает игровое действие.

В игре эмоционален, использует непосредственный интерес наблю­дающего за игрой ребенка, втяги­вает его в совместную игру.

Ограничивается проведением игр-ма­нипуляций с предметами, но такие игры не всегда являются наиболее действенным средством для развития образной игры. Мало читается ре­бенку стихов, сказок, отсутствуют подвижные игры и игры с природными материалами.

Реакция на действия ребенка

Играя с ребенком, комментирует свои  действия,  поясняет  их смысл и предполагает смысл дейст­вий ребенка (Это ты Катю коришь?)

Играя с малышом полностью берет на себя осуществление действия с иг­рушкой или предметом-заместителем.

Действия взрослого в игре

На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия.

Родитель оставляет без внимания самостоятельные игровые действия ребенка, после того как некоторое время поиграл с ними.

Особенности использования игрушек

Развертывая игру, всегда исполь­зует  сочетание реалистических игрушек с условными предметами­заместителями (например, кубик на игрушечной сковороде выпол­няет роль котлеты), так чтобы условное игровое действие с заместителями имело опору в виде реалистической игрушки.

Достаточно ясно обозначает для малыша смысл игровой ситуации.

Играя с ребенком, использует только однотипные игрушки: сюжетные

реалистические или только предметы-

заместители.

Ввод новых игрушек

Обыгрывая новые игрушки в сов­местной деятельности с ребенком, включает их в уже известные сю­жеты, постепенно развертывая новые сюжетные линии.

Родитель вносит в игру новые игрушки, не давая ребенку образцов их игрового использования.

 

Обычно игры ребенка в этот период неустойчивы, что проявляется в частой смене игрушек, а, следовательно, и игровых образов, которые могут возникать в силу подражания. Более устойчивым и целенаправленным характером отличаются игры с песком и строительным материалом.

К концу раннего возраста у ребенка возникает потребность в сов­местных со сверстниками играх и основной задачей родителей в этот пе­риод является обеспечение своему малышу игрового сообщества. Следует помнить, что совместные игры со сверстниками трехлетнего малы­ша существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком просто и однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, качание куклы, насыпание песка в ведерко и пр.), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, малыш начинает лечить куклу, к нему подходят другие дети. В результате роли сами собой раз­деляются. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям сверстников.

Итак, предпосылки игровой деятельности у ребенка формируются задолго до появления развернутых, содержательных форм игры. Первые два года жизни малыша являются подготовительным периодом игры, который часто называют «предметной деятельностью».

На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, благодаря чему в его играх появляется несложный сюжет, происходит постепенный переход к «настоящей» игре, характерной для дошкольного возраста.

              ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ

 

Как подготовить ребенка к школе? Главное – научить его играть. Превращаться в машину и собачку на четвертом году жизни. Понимать, чего хочет от него сверстник – на пятом. И активно участвовать в сложных коллективных играх в старшем дошкольном возрасте.

 

ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕМУ МАЛЫШУ НУЖНЫ НЕ СТОЛЬКО ИГРУШКИ, СКОЛЬКО СВЕРСТНИКИ

На четвертом и пятом году жизни ребенка основное внимание нужно уделить ролевым играм.

Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие: расширяется их тематика, четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его реализации. Роли часто распределяются до начала иг­ры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому руководс­тво со стороны взрослых не теряет своей значимости.

Чтобы сделать игру более интересной и увлекательной нужно пока­зать ребенку способы объединения в играх различных событий, сказочных эпизодов. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления, поэтому большое значение имеют различные виды театрализованных игр, которые носят преимущественно коллективный характер и являются эффек­тивным средством, способствующим обозначению (называнию) своей роли для себя и партнера.

При организации сюжетно-ролевых игр, отражающих социальные взаи­моотношения, важно донести до ребенка основной (нравственный) смысл взятой им на себя роли и ее связь с другими ролями.

В ролевом поведении детей этого возраста можно выделить существо­вание двух аспектов: а) характерные для роли действия с предметами (доктор лечит); б) ролевая речь, обращенная к партнеру, т.е. ребенок должен уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие, роле­вой диалог (например, если ребенок взял на себя роль врача, то обра­щаться к партнеру как к носителю другой роли). Поэтому ребенка нужно научить разворачивать в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли, принятой партнером, научить менять свое поведение в зависимости от сюжета. Для детей 4-х лет достаточно овладеть способностью приме­нять и обозначать игровую роль, реализовывать специфическое ролевое действие, направленное на партнера, развертывать парное взаимодействие и элементарный ролевой диалог. Организуя игру, взрослый в первую оче­редь должен обращать внимание на ролевое поведение, то есть переводить внимание ребенка от действия с предметом на парное взаимодействие сна­чала со взрослым и потом со сверстником, при этом учитывать позицию партнера и принимать его таким каков он есть.

В каждой   игре   выделяют   взаимодополнительные (мама-дочка,врач-больной) и независимые роли (шофер, пожарник). Во взаимодополни­тельных ролях всегда есть единое смысловое поле (нельзя быть мамой, если у тебя нет дочки). От независимых ролей ребенка нужно стимулиро­вать к переходу к взаимодополняющим - только здесь возможен ролевой диалог, партнерские отношения.

При обучении ролевой игре, взрослый бе­рет на себя главную роль (например, врача, выполняющего основное игро­вое действие), привлекая ребенка к игре через дополнительную роль (больной). После этого он меняется с ребенком позициями: ребенок в главной роли, родитель - в дополнительной. Уже в свободной самостоя­тельной игре действия детей с игрушками начинают сопровождаться роле­выми диалогами, появляется называние своей роли партнеру-сверстнику, ролевое отношение к нему. При соответствующем руководстве игрой, ребе­нок довольно быстро начинает свободно развивать игровые контакты и разворачивать взаимодействие друг с другом.

Наблюдая за игрой своего малыша со сверстниками, родители могут убедиться в степени успешности овладения ею по наличию следующих пока­зателей ролевого поведения:

1. Ребенок самостоятельно разворачивают в игровой деятельности специфические дл взятой на себя роли ролевые действия.

2. Ролевая речь направлена на кукол или сверстников - персонажей игры.

3. Парное ролевое взаимодействие включает называние своей роли.

4. Ролевое общение протекает в форме диалога.

5. Эпизоды ролевого взаимодействия еще очень кратковременны.

6. В игровое действие вводятся игрушки-заместители, создающие ощущение интимности игры.

Для организации игр с ребенком в семье, когда отсутствует возмож­ность привлечь сверстников, родители могут призвать на помощь режис­серскую игру. Ее особенность состоит в том, что эта игра разворачива­ется через мнимую или воображаемую ситуацию, но при этом малыш не при­нимает на себя никакой роли. Например, ребенок возит по столу кубик из строительного материала. Если кубик для него только кубик, то это, ко­нечно же, не игра, а манипуляция предметом. Но если кубик не просто так возится по столу, а перемещается особым образом, если ребенок при этом издает звуки работающего мотора, то в руках у него уже не кубик, а машина или трактор. Это и есть показатель того, что малыш усердно осваивает простейшую режиссерскую игру. Он гудит как машина, разгова­ривает за тот или иной персонаж, но при этом он не является ни этим персонажем, ни машиной.

Развивать режиссерскую игру ребенка родители могут за счет придания смысла действиям малыша, например, возить ку­бик-машину не бесцельно, а «работать»   перевозить песок от одного края стола (пола, песочницы), где ее загружает воображаемый экскаватор-лопаточка, к месту назначения – на другой край. Хорошим подспорьем для организации режиссерской игры служат наборы мелких игрушек, типа «зоопарк», «солдатики», сказочные персонажи-игрушки. Ребенку надо показать, как управ­лять ими, проговаривая за каждого персонажа монолог и переводя его в диалогическое взаимодействие персонажей. Развертывание таких игр поз­воляет детям не только полноценно освоить режиссерскую игру, но и под­няться на ступень выше –  овладеть образно-ролевой игрой, связанной с принятием на себя образа и характерного поведения какого-либо заинте­ресовавшего ребенка объекта.

Итак, следующий шаг – ролевая игра. Она проявляется в таких формах поведения малыша, где отчетливо видно, что он это не он, а «кто-то» или даже «что-то» совсем другое: «Я – машина», или «Я – крокодил». Значение этого вида игры трудно переоценить, так как в ней формируется механизм идентификации, лежащий в основе многих фундаментальных обще­человеческих способностей. Актуализировать механизм идентификации (сличения, сопоставления, отождествления) помогают малышам игры-имита­ции с использованием поэтических произведений. Ценность таких игр сос­тоит в том, что благодаря им ребенок лучше понимает сущность принятой на себя роли, образа. И еще  потому что движения здесь сопровож­даются речью.

 

ПЯТИЛЕТНИЕ ПАССАЖИРЫ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В МАТРОСОВ И ВОДОЛАЗОВ

К 4 годам происходит становление субъект-субъектных отношений, когда дети относятся к партнерам по взаимодействию как к людям, имею­щим определенные права и намерения. Игровое сообщество в этот период особенно важно для обнаружения в игровом партнере субъекта действия. Отношения подлинного партнерства в игре - это кооперативно-соревнова­тельные отношения, предполагающие наличие сдвоенной мотивации: во-пер­вых, быть причастным; во-вторых, быть собой, неповторимым и индивиду­альным. Умение согласовывать свои действия с действиями и требованиями окружающих, уступать, договариваться, если этого требует совместная деятельность, в дальнейшем будет совершенно необходимо ребенку для усвоения учебной деятельности.

На пятом году жизни у детей появляется относительная самостоя­тельность мышления. Основная задача взрослого – развивать гибкость поведения детей в игре. Малыша нужно научить менять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партне­ров, менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнера. Для  того, чтобы сформировать это умение, необходимо соб­людать два условия: 1) использовать многоперсонажные сюжеты с опреде­ленной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными; 2) отказаться от однозначного соответствия числа участников количеству ролей (количество участников может быть меньше количества ролей).

Например, игра, имеющая следующую структуру: Капитан (основная роль)  пассажиры, а также дополнительные роли –  матросы  и водолазы. Сюжет разворачивается постепенно: пассажиры могут  «превращаться» в матросов и водолазов по желанию. Когда событие произошло – появляется роль. В этих целях используют и инсценирование. Например, сказка «Золушка» делится на ряд сказочных событий: 1 – встреча с мальчиком; 2 – с феей; 3 – принцем; 4 – с королем и т.д. Каждый эпизод может быть проигран как самостоятельный или как продолжение предыдущих событий.

На начальном этапе организации игр-инсценировок взрослый берет на себя основную роль. Игру можно подбирать особым образом, так, чтобы в ней были выделены не только многообразие ролевых отношений, но и типы отношений, где роли могут быть связаны между собой:

1. Специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (защищает, лечит, учит).

2. Отношениями управления и подчинения (большой-врач-медсестра; мама-ребенок-воспитатель и т.п.).

3. Отношениями взаимопомощи, которые наиболее ярко проявляются в равных ролях (между сыном и дочкой, между шоферами и пр.) и которые можно проследить в процессе одной игры.  например: Врач –  больной (1-й тип отношений)  – медсестра (2-й тип отношений)    – другой врач (3-й тип отношений).

 

КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ  3 - 5 ЛЕТ.

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

 НЕПОДХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Играя с детьми, всегда обозначать словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулировать ре­бенка к таковому обозначению.

Переходя к новой роли, акцентиро­вать этот момент (Теперь я не продавец, а медсестра).

Включаться в игру с детьми, не обозначая своей роли и не выяс­нив, какую роль взял на себя ребенок. Не обозначать момент перехода к новой роли. Называть ребенка по имени, не используя ролевого диалога и не учитывать принятой им на себя роли. Обра­щаться не по поводу игры.

Выделять в игре специфику ролевых действий, направляя основное вни­мание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Делать основным предметом внима­ния детей в игре детальные дей­ствия, присущие принятой роли.

Учить точному воспроизведению профессиональных операций соот­ветствующей  роли.

Использовать в игре с детьми преимущественно парные, взаимо­дополнительные роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнеров. Постепенно увеличивать число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры, вводя еще 1-2 новых персонажей, связанных по смыслу с предыдущими.

Задавать детям примерный план игры с конкретными предписания­ми действий, жесткой ролевой структурой и требовать в игре реализации этого плана.

Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

Требовать от детей следования взятой на себя роли на протяже­нии всей игры.

 

ИГРА ДОШКОЛЬНИКА: ЧЕМ ОНА СЛОЖНЕЕ, ТЕМ ПОЛЕЗНЕЕ.

К старшему дошкольному возрасту наряду с усложнением игры проис­ходит и увеличение состава ее участников, значительно возрастает про­должительность детского объединения. Еще до начала игры старшие дош­кольники предварительно планируют ее, распределяют роли, подбирают все необходимые атрибуты и игрушки, а в ходе ее постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен себя вести определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей.

Непросты и отношения детей, вступающих в игру: в процессе игры, когда отношения между детьми определяются, казалось бы, лишь только игровыми отношениями, взятыми ролями, дети не перестают относиться друг к другу и как товарищи по игре, не теряют реального плана отноше­ний.

Дети шестого года жизни должны освоить игру-фантазирование, про­текающую в воображаемом плане, смысл которой заключается в построении новых событийных цепей. Совместная игра-фантазирование развивает эмо­циональную сферу ребенка, обогащает его воображение. Ребенок должен уметь комбинировать разнообразные события так, чтобы присутствовал об­щий замысел и уметь согласовывать эти замыслы между собой.

В этот пе­риод на развитие детских игр большое влияние оказывает сказка. Для то­го, чтобы сказка позволила разнообразить сюжеты детских игр, использу­ют придумывание новых сказок через трансформацию знакомых сказочных сюжетов, через объединение нескольких сказочных сюжетов или объедине­ние сказочных элементов с реалистическими (по методике Джани Родари, описанной им в книге «Грамматика фантазии», М., 1978). После этого с детьми организуют игры, в которых основное внимание уделяют разверты­ванию новых сюжетов с разнообразными, в том числе и объединенными, ро­лями и далее – придумывают новые условия на основе реальных событий, включая в их число и возникающие в повседневной жизни детские конфлик­ты. Такой подход позволяет не только предотвратить детские конфликты, но и способствует развитию вариативного ролевого поведения, появлению более сложных игровых сюжетов, имеющих многотемный характер.

В домаш­ней обстановке родители должны постараться создать условия для самос­тоятельной организации ребенком режиссерской игры (типа «Разговор зве­рей», когда ребенок ведет диалог сразу от лица нескольких персонажей и далее, используя набор мелких игрушек, может выстроить целую страну животных). В старшем дошкольном возрасте эта игра отличается качествен­ным обогащением сюжета, обеспечиваемого за счет включения многих взаи­мосвязанных персонажей, появления нескольких линий развития сюжета, разыгрывания нового содержания. Зачастую она включает в себя и элемен­ты продуктивных видов деятельности - конструирования, рисования, изго­товления поделок и пр. Следовательно, у ребенка должны быть все необ­ходимые материалы для этого: карандаши, бумага, краски, природный и бросовый (коробки, пуговицы, бусинки и пр.) материал и т.п.

К концу дошкольного возраста особым предпочтением у детей пользу­ются игры с правилами – подвижные, соревновательные, логические (нас­тольно-печатные, электронные). В этих играх нет явной роли, принимае­мой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и об­раз действий, оговоренный правилами. Благодаря участию в таких играх дети учатся подчиняться правилам, причем последние становятся для них внутренним правилом. Эти игры предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом и правилами игр. Деятель­ность ребенка на подготовительном этапе представляет собой своеобраз­ный прообраз учебной деятельности в ее специфических структуре и стро­ении.

 

КАК ИГРАТЬ  С ДЕТЬМИ  5 - 7 ЛЕТ.

ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

 НЕПОДХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Использовать новые для детей формы и типы игр, где согласован­ное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане. Исключаются предметно-­игровые и ролевые действия.

К игре привлекают детей только

с учетом их желания.

Нацеливание детей на детализа­цию ролевого действия, а не

на творческое развитие сюжета.

Участвовать вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому участнику высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Получив несколько предложений, предоставить детям возможность самим распределить роли и использовать в качестве основы намеченные ранее события, (играть с открытой развязкой).

Ограничиваться в игре только такой ее формой, в которой дети используют уже известные навыки.

 

ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ИГРЫ.

Среда, в кото­рой разворачивается игра должна быть безопасной, эстетичной, экологич­ной и экономичной, то есть не допускающей пресыщения ею и отчуждения от нее. Оборудование для игровой деятельности ребенка:

·      поролоновые подушки разных размеров (но соотносимые с ростом ребен­ка), форм и цветов;

·      мелкий полифункциональный материал (кубики, коробки, тряпочки, бро­совый и природный материал);

·      атрибуты для костюмирования (взрослая одежда полифункционального размера: юбки, шляпы, сарафаны, фартуки и пр.);

·      атрибуты для подвижных и других видов игр (лото, разрезные картин­ки, электронные, настольно-печатные игры различной тематики).

Как у девочек, так и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формиру­ют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужест­венность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у де­вочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хо­зяйственность и пр.).

Наблюдая за играми своих детей в куклы, родители имеют возможность увидеть то, что волнует их ребенка в сложившихся се­мейных отношениях, свои воспитательные воздействия, применяемые к ре­бенку. Да и сами эти отношения в детских играх высвечиваются как на экране телевизора и могут показать отцу или матери, что конкретно в них надо изменить.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения