Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад № 425  «Елочка»

 

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

Дислексия- частичное  специфическое  нарушение  процесса  чтения, обусловленное  несформированностью  ( нарушением) высших  психических  функций  и  проявляющиеся  в  повторяющихся  в  ошибках  стойкого  характера.

Дисграфия- частичное  специфическое  нарушение  навыка  письма, обусловленное  недоразвитием  психических  функций,  входящих  в  структуру  письма.

К  мерам  ранней  профилактики  относятся  целенаправленное  развитие  у  ребёнка  тех  психических  функций, достаточная  сформированность  которых  необходима  для  нормального  овладения  процессом  письма, а  именно:

1.Развитие  дифференцированного  слухового  восприятия.

2.Развитие  фонематического  анализа  и  синтеза  слов.

3.Забота  о  своевременном  исчезновении  нарушения  звукопроизношения.

4.Развитие  пространственных  представлений  и  зрительного  анализа  и  синтеза.

5.Обогащение  словарного  запаса  о  правильном  формировании  грамматического  строя  речи.

Сначала  надо  научить  ребёнка  отличать  любые  имеющиеся  в  природе  звуки  друг  от  друга  по  высоте, громкости  и  длительности звучания, тем  самым  мы  в  значительной  степени подготовим  его  слух  к  различению  по  этим  же  самым  характеристикам  и  речевых  звуков.

Далее  нужно  приучать  ребёнка  соотносить  тот  или  иной  слышимый  им звук  с  определённым  скрытым  от  него  предметом, издающим  этот  звук.

Очень  важно  также  развивать  у  ребёнка умение определять  направление  источника  звука.

При  развитии  фонематического  анализа  и  синтеза  слов  обращается  внимание  на  количество  слогов  в  слове, звуков, уделяется  внимание  наличию  заданного  звука  в  слове, позиции  заданного  звука  в  слове, если  это  согласный  звук, то  какой  он - твердый или  мягкий.

Необходимо  также  содействовать  и  развитию  ориентировки  ребёнка  в  собственном  теле,  поскольку  именно  в  зависимости  от  выделения  левой  и  правой  руки  в  дальнейшем  у  него  формируется  представление  о  левой  и   правой  сторонах  пространства. Далее  следует  развивать  ориентацию  на  листе.

Что  касается  обогащения  словарного  запаса, то  здесь  также  необходима  специальная  и  постоянная  забота  окружающих  ребёнка  взрослых  людей.

Поскольку  большинство  окончаний  слов  в  русском  языке  являются  безударными, то  окружающим  ребёнка  людям  следует достаточно  отчётливо  их  проговаривать. Только так можно  дать  ребёнку  правильный  образец  согласования  слов (например,  «пять  деревьев, а не  «пять  деревьях»,  «много  оленей», а не  «много  оленев»  и  т.п.)

Помимо  создания  названных  необходимых  условий  для  полноценного  формирования  у  ребёнка  грамматического  строя  речи очень  важно  и  специально  упражнять  его  в  правильном  употреблении  отдельных  грамматических  форм и  в  правильном  построении  фраз.

В  дошкольном  возрасте возможно предупредить  возникновение  дисграфии у  детей  путём  устранения  у  них  уже  появившихся  её  предпосылок. Однако  наличие  предпосылок  дисграфии- это  уже  патология, одним  из  основных  видимых  признаков  которой  является  отклонение  от  нормального  хода  речевого  развития.

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения