По данным статистики (углубленные медицинские осмотры), количество здоровых детей Кировского района уменьшилось на 8,5 %. Большинство детей относится ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения. Анализ хронической заболеваемости детей показывает, что главными недугами являются тубинфецирование - 37,7%; заболевания опорно - двигательного аппарата -14,5 % ; заболевания органов зрения - 13,3 %; заболевания нервной системы -9,9 % ; заболевания лор - органов - 6,2 %.
Сложившаяся ситуация снижения доли здоровых детей свидетельствует о том, что проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и, особенно остро, в образовательной области. Неотъемлемой частью работы педагогического коллектива ДОУ направленная на оздоровление воспитанников является используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность.
В итоге комплекса мероприятий у ребенка и всех участников будет сформирована стойкая мотивация на поддержание здорового образа жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Программа «Здоровый дошкольник»
Физическое воспитание в ДОУ осуществляется, как на специальных физкультурных занятиях, так и включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, спортивные праздники, развлечения. Формы организации физического воспитания детей в детском саду: самостоятельные занятия в спортивных уголках, физкультурные минутки, подвижные игры, утренняя гимнастика, физические упражнения после сна, физкультурный досуг, праздники, занятия ЛФК, спортивные игры. Весь комплекс физкультурных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления опорно-двигательного аппарата ребенка, улучшение лимфотока и кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Обеспечение реализации основных направлений ООП ДОУ
Наименование спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка, др.), кв.м. |
Спортивный зал – площадью 53,9 кв.м.
Спортивная площадка – площадью 400кв.м. |
Единовременная пропускная способность на спортивной базе, чел. |
3 занятия во всех возрастных группах (2 в спортивном зале/1 на воздухе)
Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки течение недели определены в санитарно – эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13) |
Образовательная область «Физическая культура»:
«Физическая культура»
Комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной
работы, составляющий содержание области «Здоровье», дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Примерные виды интеграции области «Физическая культура» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)
«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)
«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения общенациональным составом различных видов детской деятельности)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)
«Труд» (накопление опыта двигательной активности) |
«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей) |
Режим двигательной активности детей в детском саду
Режимные моменты |
ясельная |
вторая младшая |
средняя |
старшая |
Подготовительная |
Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно
30 мин. |
Ежедневно
30 – 40 мин. |
Ежедневно
30 – 40 мин. |
Ежедневно
30 – 40 мин. |
Ежедневно
30 – 40 мин |
Утренняя гимнастика
|
|
Ежедневно
10 мин. |
Ежедневно
10мин. |
Ежедневно
10 мин. |
Ежедневно
10 мин. |
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю по 10 мин.(20м) |
3 раза в неделю по 15 мин.(45м) |
3 раза в неделю по 20 мин.(60м) |
3 раза в неделю по 25 мин.(75м) |
3 раза в неделю по 30 мин.(90м) |
Физкультминутки во время занятий
|
3 – 5 мин. |
3 – 5 мин. |
5 – 8 мин. |
8 – 10 мин. |
8 – 10 мин. |
Музыкальные занятия |
2 раза в неделю по 10 мин.(20м) |
2 раза в неделю по 15 мин.(30м) |
2 раза в неделю по 20 мин.(40м) |
2 раза в неделю по 25 мин.(50м) |
2 раза в неделю по 30 мин.(60м) |
Прогулка с большой физической активностью |
30 мин. |
40 мин. |
60мин |
90мин |
120мин |
Гимнастика после дневного сна (пробуждения) |
5 мин. |
8 мин. |
10 мин. |
15 мин. |
20 мин. |
Самостоятельная двигательная активность, подвижные и спортивные игры |
1 5мин. |
20 мин. |
30 мин. |
35 мин. |
40 мин. |
Физкультурный досуг |
---------- |
1 раз в неделю
15 мин. |
1 раз в неделю 20 мин. |
1 раз в неделю 25 мин. |
1 раз в неделю 30 мин. |
День здоровья |
1 раз в месяц 10м |
1 раз в месяц 15м |
1 раз в месяц 20м |
1 раз в месяц 25м |
1 раз в месяц 30м |
Олимпийские игры |
---------- |
----------- |
------------ |
1 раз в год 30м |
1 раз в год 30м |
Итого в день:
|
105 мин. |
168 мин |
220 мин |
240 мин |
330 мин |
Формы и методы оздоровления детей
№ п/п |
Формы и методы |
Содержание |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Обеспечение здорового ритма жизни |
-щадящий режим (адаптационный период);
-создание благоприятного микроклимата в коллективе взрослых и детей). |
Постоянно |
Воспитатели |
2. |
Физкультурно-оздоровительная работа |
- утренняя гимнастика; гимнастика «пробуждения» после сна;
-подвижные игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, пальчиковая гимнастика)
-физкультминутки;
-физкультурная пауза;
-спортивные игры;
-физические упражнения на прогулке;
-коррекционные занятия ЛФК; |
Постоянно |
Руководитель физвоспитания, воспитатели |
3. |
Гигиенические и водные процедуры |
-умывание;
-полоскание рта и горла;
-местный и общий душ; (в летний период)
- игры с водой;
-обеспечение чистоты среды. |
Постоянно |
Воспитатели |
4. |
Свето-воздушные ванны |
-проветривание помещений (в том числе сквозные, по графику);
-прогулки на свежем воздухе;
-воздушные ванны после сна;
-обеспечение t режима, чистоты воздуха. |
Постоянно |
Воспитатели, мл.воспитатели |
5. |
Организованный активный отдых |
-пешие и лыжные прогулки;
-физкультурный досуг;
-физкультурный праздник;
-День здоровья. |
Постоянно |
Воспитатели,
руководители физвоспитания |
6. |
Фитотерапия |
-аэроионизация воздуха. |
Постоянно |
Ст. медсестра |
7. |
Диетотерапия |
-рациональное питание;
-индивидуальное меню (аллергия, хронические заболевания). |
Постоянно |
8. |
Музтерапия |
-музыкальное сопровождение режимных моментов;
-музыкальное оформление фона занятий;
-музыкально-театральная деятельность;
-вокальное пение.
-расслабление под музыку (волшебный сон) |
Постоянно |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
9. |
Аутотренинг и психогимнастика |
-игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
-игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
-коррекция поведения. |
Постоянно |
Педагог-Психолог |
10. |
Пропаганда ЗОЖ, ОБЖ |
-периодическая печать;
-выпуск газет;
-СД по ЗОЖ и ОБЖ;
-совместные с родителями спортивные праздники;
-консультации. |
Согласно годового плана |
Заведующая, воспитатели, ст.воспитатель, члены инициативной группы |
11. |
Закаливающие процедуры |
•закаливание воздухом: контрастное закаливание воздухом;
•зависимость слойности одежды от температуры помещения;
•прогулки; •гимнастика после дневного сна
•хождение босиком;
•хождение по массажным дорожкам; •полоскание рта водой. |
Постоянно |
Воспитатели, ст.медсестра |
12. |
Иммунизация |
профилактические прививки; УФО-бактерицидное излучение зева и носа |
По назначению врача |
Медработники: врач, ст.медсестра, физиомедсестра |
13. |
Массаж |
-ручной массаж;
-гидромассаж |
По назначению врача |
Медсестрой массажа |
14. |
Бассейн |
• индивидуальные и групповые занятия по плаванию; • коррекционное плавание (воздействие воды, воздуха, температуры и двигательной активности) •игры в сухих бассейнах. |
По назначению врача |
инструктор |
Содержание образовательной области «Здоровье»
Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:
-создание в ДОУ безопасной образовательной среды;
-осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;
-использование комплексной системы диагностики и мониторинга
состояния здоровья детей.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Примерные виды интеграции области «Здоровье» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека).
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ).
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека). |
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). |
Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).