Информационно - коммуникативные технологии (ИКТ)

МБДОУ «Детский сад № 425  «Елочка»

 

Информационно - коммуникативные технологии (ИКТ)

Проект оптимизации управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование ИКТ.

Автор:  Матюх В.М. -  заведующая высшей квалификационной категории, Отличник просвещения, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Томилова О.В. – старший воспитатель I квалификационной категории.

Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО. В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».

В сложившихся  социально – культурных экономических условиях к взаимодействию с семьей  важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам «семья». «улица». «детский сад» Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры. постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие должно быть развивающим и поддерживающим.

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада,  к которым относится:

· функциональные обязанности руководителя ДОУ входит обеспечение эффективного взаимодействия с родителями

· Старший воспитатель мобилизует педагогов на решение задач взаимодействия с семьей, привлекает к их решению родителей и общественность. Организовывает  просветительскую работу для родителей.

· Педагог – психолог  создает психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса. Формирует психологическую культуру родителей и педагогов.

· Старшая медицинская сестра организует совместную работу с семьей по воспитанию здорового ребенка

· Воспитатель детского сада управляет процессом взаимодействия с семьей воспитанников.

Каждый уровень  системы управления  находиться  в рамках должностных  обязанностей и инструкций.

Роль заведующего и старшего воспитателя – управление в зоне ближайшего развития социально – педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия.

Информационно – коммуникативные технологии(ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

рост объема информации;

обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

оперативное получение информации;

расширение информационных потоков;

создание электронных газет, журналов.

Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ:

  • нестабильность общества

  • социальная напряжённость

  • экономическое давление

Передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, но для этого необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые:     построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2.Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу,       обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов,      предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет более эффективным, если оно опирается на результаты изучения:

• потребностей и интересов семей;

• категорий семей;

• стилей семейного воспитания;

• ребёнка во всех его сферах развития;

•рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Постановка проблемы:

Нужно ли детскому саду налаживать взаимодействие с семьей? Непременно! Нужно ли искать новые формы такого взаимодействия? Безусловно. И первое, что нужно сделать на этом пути, так это признать: старые формы контактов с родителями изжили себя.

Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.

 Занятость родителей  является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Посещаемость собраний, лекториев, конференций в МБДОУ ЦРР д\с №425 (2009-2010 г) составляет 30% от общей численности родителей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями.

Проблемы использования ИКТ:

нет компьютеров у родителей;

недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

недостаточное материально-техническое обеспечение.

Цель проекта: Оптимизация управления взаимодействием детского сада с семьей на основе эффективного использования информационно- коммуникативных технологий, с целью решения актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

   Задачи:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

2)Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта.

3)Создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ

4) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

5)Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.

6)Развивать демократический стиль управления ДОУ.

7)Реализация механизма и форм  публичной отчетности. 

8)Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

9)Популяризировать деятельность ДОУ.

 Гипотеза: Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать:

· Электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;

· Информация изучается родителями в удобное для них время;

· Возрастают потоки информации;

· Индивидуализировать подачу информации;

· Заказной принцип консультирования родителей.

 Проект основан на концептуальных положениях:

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов;

  • Педагогическая целесообразность;

  • Интеграция;

  • Принцип мультимедийности;

  • Принцип интерактивности.

СРОКИ:

I этап Подготовительный - сентябрь 2010 – январь 2011г.

IIэтап Основной -  февраль 2011 – сентябрь 2012г.

III этап Заключительный – октябрь 2012 – май 2013г.

 УЧАСТНИКИ – воспитатели, родители, НП «Попечительский совет детского сад№ №425»,Управляющий совет МБДОУ ЦРР – детского сада №425, администрация детского сада..

Воспитатель -  является носителем  навыков использования информационно – коммуникативных технологий, консультантом родителей в повседневном деятельности. В проекте принимают активное участие и другие педагоги дошкольного учреждения.

Родители воспитанников ДОУ – неотъемлемые участники проекта. Получают информацию, используют ее и осуществляют обратную связь с детским садом через информационно – коммуникативные  технологии.

Информационно – коммуникативная служба детского сада:

  • сайт детского сада;

  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;

  • электронная консалтинговая служба;

  •  сотовая связь;

  • создание медиатеки;

  • электронная рекламная деятельность.

Ожидаемые результаты:

1) Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий;

2)Обновление форм и методов взаимодействия детского сада с семьей;

3)Публичность  и открытость  системы управления ДОУ;

4)Функционирование информационно – коммуникативной службы;

5)Обоюдная готовность детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов, а также создания психолого – педагогических условий развития положительной мотивации.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые: разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

1.функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;

2. разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

3.внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

4.Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ.

Кадровые:

1.создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

2. привлечение необходимых специалистов извне;

3.создание творческих групп;

 Информационные:

1.формирование банка данных по реализации проекта;

2.мониторинговые мероприятия;

3.организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

 Материально-технические:

1.приобретение технических и дидактических средств обучения;

2. оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Финансовые:

1.смета расходов ДОУ;

2.спонсорская и благотворительная помощь;

 Критерии оценки ожидаемых результатов

Система мониторинга:

  •  База и банк данных экспериментальной деятельности;

  • Банк данных анкет,  диагностических карт и др;

  • Компьютерная обработка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

·        Анкетирование участников проекта;

·        Социологический опрос.

 

1.Подготовительный этап (сентябрь 2010 – январь 2011) 

 

1.Изучение  опыта работы дошкольных учреждений по использованию ИКТ

Сентябрь –октябрь

2011года

заведующая

2.  Разработка  Проекта «Использование ИКТ в управлении взаимодействием детского сада и семьи»

Октябрь2010– январь 2011

заведующая

3.Анкетирование педагогов и родителей МБДОУ ЦРР – д\с №425

«Уровень информационно – коммуникативной компетенции»

Ноябрь 2010

Старший воспитатель, воспитатели

4 Создание слайд – шоу Использование ИКТ в управлении взаимодействием детского сада и семьи»

декабрь 2010 года

Заведующая, старший воспитатель

5. Презентация проекта,  проведение родительского собрания, педагогической конференции, с целью включения  участников  в проектную деятельность.

Январь 2011 года

Заведующая, старший воспитатель

6.Проведение мастер – классов по освоению электронной почты для воспитателей и родителей

 

В течении года

Старший воспитатель

 

II. Основной этап ( февраль 2011 – сентябрь 2012 )

 

Содержание деятельности

сроки

ответственный

              I.     Создание информационно – коммуникативной службы МБДОУ ЦРР – д\с №425

Сентябрь

2011года

заведующая

2   Создание  и презентация сайта МБДОУ ЦРР д\с №425

январь 2012

Томилова ОВ. Хижняк Л.Г

3. Создание информационных потоков по электронной почте и сотовым телефонам

Февраль 2012

Члены творческой группы проекта

4. Приобретение для службы ИКТ сотового телефона, компьютера

Январь 2012

НП «Попечительский совет детского  сада №425»

5. Помещение газеты ДОУ на ссылки сайта   и рассылка  по электронной почте родителям.

1 раз в месяц

Томилова ОВ. Хижняк Л.Г

        6.  Выпуск электронного журнала для родителей

1 раз в месяц

НП «Попечительский совет детского  сада №425»

7. Создание медиатеки

 

 

8. осуществление электронной консалтинговой деятельности

 

 

9.  Анкетирование родителей и педагогов – промежуточный результат (корректировка направлений деятельности участников проекта)

Май 2012

Старший воспитатель

 

 

III. Заключительный ( октябрь 2012 – май 2013 года )

Содержание деятельности

сроки

ответственный

1.                     Анкетирование родителей и педагогов – итоговый результат

Апрель 2013 года

 

Старший воспитатель, воспитатели

 2.Книга отзывов о ИКТ

Май 2013

 

 

 Прогноз возможных негативных последствий:

  • неукомплектованность кадрами;
  • невостребованность какого-либо из направлений работы  или необходимость появления новых направлений в связи с изменением потребностей субъектов ИКТ;
  •  недостаточное оснащение ДОУ компьютерами;
  •  отсутствие финансирования.
  • Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
  • с целью закрепления на местах педагогических кадров создаются   благоприятные условия для творческого труда педагогов и воспитанников;
  • продолжать работу с малыми подгруппами в существующем режиме;
  • разрабатывается система морального и материального поощрении;
  • обстоятельное объяснение родителям и педагогам не только сути идеи проекта, но и преимуществ данной системы  работы детского сада с семьей;
  • изыскание возможности финансирования идей проекта в полном объеме, привлечении спонсорской помощи, добровольных пожертвований родителей и сотрудников.

Продукт проекта:

1. Создание модели Интернет пространства ДОУ:

а)Служба ИКТ МБДОУ ЦРР –д\с №425;

б)Сайт ДОУ;

в)Сформированы  информационные электронные потоки;

г) Электронный вариант газеты «Ёлочка»;

д) Электронный вариант журнала каждой группы ДОУ.

2.  Развитие коммуникативной культуры субъектов коммуникации;

3.   Повышение профессионального уровня педагогов;

4. Создание программно – методических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в ДОУ (слайд -программы различной тематики);

5.  Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);

6.   Обеспечение изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта с использованием современных инновационных технологий.

 Форма представления результатов:

Обеспечение изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта с использованием современных инновационных технологий по материалам проекта на конференциях в НИПКиПРО и НГПУ;

Участие МДОУ ЦРР д/с №425 «Ёлочка» с материалами проекта в выставке «УЧСиб-2014г»;

Проведение мастер - класса на районных и городских МО;

Опубликование материалов проекта в Интернете.

 Библиографический список

 1. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77

2.Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006

3.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

4.Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции.  Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.( Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)

5. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5

6.Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

7. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.32.

8 Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32.

9.Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.

10.http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6081&catalogid=41

 

 Портфолио дошкольника

С первых месяцев жизни ребенок занят сосредоточенным созерцанием, затем общением (сотрудничеством) с окружающими его взрослыми. При этом он непрерывно учится. Если взрослые способны создать условия, когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных (развивающих) занятий, в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать.

Собирая специальную папку - портфолио, мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.

 Начав водить ребенка в детский сад, родители всегда найдут возможность поговорить с воспитателями, узнать каков их малыш в социуме, общителен ли он, контактен ли... Войдя в кабинет к психологу или другому специалисту, после всего лишь получасовой беседы взрослые вопрошают: "Ну, как Вы находите нашего малыша?" И ожидают "точный диагноз". А как же обратная связь?

 Не приходилось ли вам задумываться над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в сравнение с "иллюстративным материалом", не так ли?

Наполнив Портфолио материалами, Вы  предоставляете возможность педагогам получить всестороннюю информацию. Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. И если портфолио старшеклассника - необходимый элемент для поступления в вуз, то портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе.  Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Портфолио - папка достижений. Каким будет портфолио?!

 Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой "книжкой с картинками" для ребенка, и предметом его гордости. Малышу обязательно надо объяснить, что за "волшебную книжку" вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок "не поймет" или "быстро охладеет". Поймет! В 3-летнем возрасте все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она "с восторгом примет" все творческие работы, с "особым вниманием отнесется" к удивительным фантазиям, а через некоторое время "с любовью напомнит" о том, "каким еще год назад я был маленьким"! Работу над "волшебной книжкой" можно начать с совместного похода за обложкой (вместе выбрать папку). Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком. Постепенно, не все сразу. Пусть какое-то время некоторые из них останутся черно-белыми. Поначалу детские "разукрашки" не всегда выглядят эстетично. Однако ни в коем случае не надо от них отказываться. В "папку-файл" одной стороны вложите разделитель, раскрашенный взрослым, с другой стороны - ребенком. Ребенок будет рад совместному творчеству. Фотографируя поделку или рассматривая рисунок, целесообразно будет задать маленькому автору несколько вопросов:

 - Тебе нравится эта работа?

 - Как ты думаешь, имеет ли смысл поместить эту работу в твой портфолио?

 - Давай подумаем, в какой раздел эта работа больше подходит?

 В процессе работы над сбором материалов может обнаружиться, что предлагаемых нами примерных разделов портфолио будет недостаточно, либо они не совсем близко подойдут Вашему ребенку по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. Если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел. В таком случае большие успехи на этом поприще не будут умалять других достижений, несомненно, важных, но не столь заметных.

 Структура портфолио

Приводимая нами структура портфолио примерна. Главное наиболее полное отражение особенностей роста и развития детей. Можно придерживаться предлагаемой нами компоновки, а можно упорядочить разделы иначе, полагаясь на собственное видение конечного результата. Возможно, вы начнете работу с пятью-шестью разделами, а затем дополните их количество. Практика покажет, какие именно подойдут для ребенка, а какие будут вовсе не нужны. Для того чтобы было от чего оттолкнуться, с чего начать работу, мы предлагаем  ссылки оформлений:

http://2006-2009.littleone.ru/showthread.php?t=687505

http://www.solnet.ee/parents/portfolio_2.html

http://www.detkino.ru/node/4322

В портфолио могут быть следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно поместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук – р., считать до десяти и т. д.

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

 Советы по наполнению разделов портфолио

1.Титульный лист.

 На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания. Для начала на черно-белом листе в верхней части "отпечатайте" детскую ладошку.

 Варианты:

 - обвести ладошку фломастером и аккуратно закрасить контур карандашом;

 - окунуть ладошку в краску (нежные тона) и оставить отпечаток;

 - обвести ладошку на отдельном листе цветной или бархатной бумаги и наклеить на титульный лист.

 После того, как "ладошка" готова, приступайте к раскрашиванию и оформлению. Желательно для титульного листа использовать плотную бумагу "для черчения". К моменту завершения работы над портфолио, кода малыш подрастет, необходимо отпечатать вторую ладошку. Возможно, идея с ладошкой вдохновит вас на ежегодное "торжественное" отпечатывание. Равно как зарубки роста на дверном косяке, можно оставлять на память растущие ладошки. Для них надо выделить отдельный лист-вкладку. Лист в таком случае помещается в разделе "Я расту", внутри ладошки записывается возраст и/или дата.

2. Познакомьтесь со мной.

Вкладышами в этом разделе являются листы:

 2.1. Вкладыш "Полюбуйтесь на меня" - здесь последовательно вклеиваются портреты, сделанные в день рождения. Желательно, чтобы они были однотипными, т.е. все в полный рост, или все поясные или только личико.

2.2. Вкладыш "Обо мне" - лист содержит информацию о времени и месте рождения, информацию о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. Хорошо, если родители напишут небольшой рассказик о том, как и почему было выбрано именно это имя. Можно подобрать материал о том, откуда пошла и что означает фамилия.

 Информация о знаменитых тезках (например, в виде простого перечисления: "Это имя также носили…" ) и известных однофамильцах тоже может найти свое место в этом разделе.

 2.3 Далее раздел можно дополнять любой "персональной" информацией: знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.

3. Я расту.         

3.1. Вкладыш "Динамика роста". Приводим ориентировочную формулу для определения роста детей старше года.

3.2. Вкладыш "Мои достижения за год" Обычная фиксация роста и веса не является информативной. Например, два ребенка имеют рост 105 см. Однако, один вырос за год на 3 см, а другой на 6 см. Это информация совсем другого рода. Для оценки развития важен не столько конкретный показатель, сколько его приращение. Вместе с тем, на этом листе фиксируются не только физические показатели, но и приобретенные за прошедший год умения и навыки: научился считать до 10, выучил буквы, научился кувыркаться и т.п.

4. Моя семья.   

Разделитель для этого блока мы предлагаем в двух вариантах, т.к. состав конкретной семьи может не соответствовать изображению. Если ни один из вариантов не понравился, можно вместо рисунка наклеить фотографию. В том случае, если картинка не вызывает неприятных чувств, семейная (общая) фотография вклеивается на специальный лист.

 Листы-вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи. Можно использовать "индивидуальные" вкладыши для мамы или папы и "сдвоенные" для других родственников. В рассказе, кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия того или иного члена семьи, а также особенности совместного времяпровождения. Например, "с тетёй Женей мы часто гуляем в парке и собираем листья для гербария".

Ещё один вариант оформления страницы  «Семейное древо» - разместить на листе бумаги фото/ФИО –

http://www.the-family-chronicle.com/information.html

5. Чем могу, помогу.       

Малыши первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому.

6. Мир вокруг нас.    

Выходя за пределы домашнего пространства, ребенок сталкивается с удивительным окружающим миром. Он задаёт неожиданные вопросы, на которые у взрослых порой нет простого ответа. Высказывает свои мысли и наблюдения. Знакомится с растениями, животными, природными явлениями. В этом разделе можно поместить небольшие заметки, проиллюстрировать их фотографиями или подобрать в журналах тематические картинки. Можно взять за правило после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки, выполнять с ребенком небольшую творческую работу.

7. Вдохновение зимы (весны, лета, осени). 

Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Осенью мы вместе с детьми собираем гербарий, зимой лепим снежную бабу, весной пускаем кораблики, летом купаемся в реке… Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах.

8. Романтика путешествий

Удивительным путешествием для ребенка может стать не только поездка к морю или экскурсия в другой город, но и поход в зоопарк или прогулка по осеннему лесу.

 Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях.

9. Мне интересно      

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества, как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. А кто-то проводит целые часы, занимаясь любимым делом дома. Конечно же, эти виды деятельности не должны оставаться без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов. Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты.

  Иной раз родители жалуются, что они не в состоянии "диагностировать" какой-то конкретный интерес у ребенка. Мол, занимается всем понемногу. "Проблема" решается очень просто. Присмотритесь, что именно показывает ребенок в первую очередь, когда к нему приходят друзья или Ваши гости.

10. Золотые ручки    

Этот раздел содержит фотографии работ (если они объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, постройки из конструктора и многое-многое другое.

11. Волшебные пальчики 

В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).

12. Светлая головушка     

В возрасте 3-6 лет происходят большие изменения во всем психическом развитии ребенка. Чрезвычайно возрастает его познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются задатки логического мышления. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие речи, боле высоких, логических форм мышления и способностей к учебной деятельности. Родителям необходимо предоставить ребенку возможность для развивающих занятий, подбирая соответствующие возрасту задания на сообразительность, логику, внимание. Большой выбор типовых заданий предлагается нашим читателям в цикле развивающих стенгазет "Солнышко" Также можно использовать специализированную литературу (развивающие пособия). Успешно выполненные ребенком задания вкладываются в раздел "Светлая головушка". Если ребенок правильно выполнил задания стенгазеты и красочно ее оформил, можно вложить всю газету целиком (в сложенном виде) и дополнительно вложить фотографию работы.

13. Прыг - скок

Данный раздел отражает динамику развития физической активности. Желательно фиксировать освоение ребенком тех или иных физических упражнений, а также количество повторений. Это могут быть кувырки, хождение по бревну без поддержки, катание на лыжах, отжимание от пола, лазание по канату, вращение хула-хупа, прыжки через скакалку и многое-многое другое.

 Вкладыш "Динамика развития" - это сводная таблица, где указаны виды физических упражнений, возраст, в котором ребенок их освоил, а также количество повторений (в разах) или продолжительность (в минутах или секундах) с указанием возраста (или даты) освоения. Столбец "Физическое упражнение" может содержать не только текст, сюда можно вклеить фотографию ребенка, выполняющего это упражнение, или подобрать сюжетную картинку (вырезать из старого журнала).

14. Что ни слово - золото 

В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Малыши нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! Многие родители тщательно записывают детские перлы и даже присылают в редакцию портала. Предлагаем в этом разделе портфолио собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний вашего ребенка.

15. Почитай-ка

Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды. Педагоги-психологи рекомендуют не только читать литературу, но и заканчивать знакомство с произведением небольшой "анкетой", в которой ребенку в непринужденной обстановке предлагается поговорить о прочитанной книге (ответить на типовые вопросы).

 Если ребенок уже умеет читать, можно добавить в раздел графики роста скорости чтения. Однако следует заметить, что не скорость чтения надо ставить целью! Важно, чтобы ребенок не быстро читал, а, в первую очередь, хорошо понимал смысл прочитанного и мог пересказать текст своими словами.

Примечание.  В различных источниках то и дело проскальзывает информация о том, что основная проблема, связанная с трудностями обучения в начальной школе, обусловлена тем, что школьники не понимают смысла прочитанного в учебнике задания. И, как следствие, не могут правильно его выполнить. Для расширения кругозора и пополнения словарного запаса можно взять на вооружение один несложный прием. Если ребенок уже способен читать самостоятельно, используйте в качестве закладки к книге карандашик. Всячески поощряйте обнаружение ребенком новых незнакомых слов, предложите помечать их (точкой или "галочкой") по ходу текста. Когда ребенок закончит чтение отрывка, попросите показать подчеркнутые слова. Спросите, что, по его мнению, означает это слово. Обязательно похвалите, если догадка будет верной или же объясните правильное значение (желательно с опорой на толковый словарь). Одной-двух минут в день будет вполне достаточно для того, чтобы словарный запас ребенка к началу обучения в первом классе соответствовал уровню выпускника начальной школы (совет из личного опыта автора).

16. Мои фантазии 

Раздел вмещает абсолютно все фантазии малыша независимо от формы проявления. Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе!

17. Грани таланта     

В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Возможно, это произведение представлено дома и занимает почетное место на полке, может быть висит на выставке работ в детском саду, а может эта работа (или ее фото - или ксерокопия) принимает участие в конкурсе, проводимом городским домом детского творчества, печатным изданием. Рекомендуем вкладывать в этот раздел не только оригиналы (или копии) работ, но и фиксировать сам момент участия: фотографировать выставку и стенд с работой.

18. Награда для героя 

Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает кубок в спортивной секции, а кто-то становится победителем творческого конкурса, проводимого Интернет - порталом. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.

19. Скоро в школу

Этот раздел заполняется в тот период, когда ребенок начинает посещать подготовительные занятия в школе или целенаправленно готовится дома к началу обучения. Можно вложить всю тетрадку, с которой ребенок ходил на подготовительные уроки, а можно выбрать отдельные, наиболее удачные листы.

Для того чтобы раздел был не мене красочным, рекомендуем сделать несколько фотографий. Например, в классе перед занятием или в магазине при покупке товаров к первому учебному году. С особой гордостью ребенок заполнит специальный лист-вкладку "Что вошло в ранец".

Надеемся, что  информация  Вам интересна !

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения